ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Теория культуры >> Игровая деятельность как основа трудового воспитания русского народа

Игровая деятельность как основа трудового воспитания русского народа

Печать
АвторНадежда Тимошкина  

В статье рассматривается роль народных игр истории в приобщения детей к трудовой деятельности, раскрывается их влияние на формирование умения жить в обществе. 

Владимир Маковский - Утро во дворе. Дети, 1895

Развитие и прогресс любого общества и конкретного человека невозможны без его трудовой деятельности. В труде старшее поколение формирует у молодежи нормы поведения, развивает отношение к духовным и нравственным ценностям того или иного народа. В России до XX в. преобладало крестьянское население. Исторически особое трепетное отношение к труду у детей в крестьянских семьях с молодых лет воспитывалось и передавалось из поколения в поколение. Вся жизнь в семье и ведение хозяйства были органично связаны с трудовым воспитанием [1].

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что если воспитание желает счастья человеку должно приготовлять его к труду жизни [3]. Важным средством приобщения детей к труду являлась игровая деятельность. Работу членов семьи и соседей, за которой ребенок повсеместно наблюдал, в дальнейшем он воспроизводил в своих играх.

Помимо простого наблюдения в крестьянских семьях было и целенаправленное трудовое обучение, значение которого всегда осознавалось крестьянами. Руководство трудом ребенка осуществлялось по хорошо продуманной и отработанной многими поколениями системе. И, здесь большую роль выполняла именно игра. С самого раннего возраста детей приучали к труду, справедливо считая, что «маленькое дело лучше большого безделья». Объем нагрузки и воспитательные меры, которыми пользовались для привлечения ребят к работе, определялась с учетом прожитых ребенком лет. 

В России до XX в. было совместное воспитание мальчиков и девочек до 7 лет. Родители были уверенны, что в этом возрасте необходимо стимулировать желание ребенка помогать взрослым в выполнении какой-либо работы или сделать её самостоятельно. В русской деревне с малышом 2– 4 лет родители играли «в труд». Так, отец совместно с сыном мог сделать ловушку (силок) и поставить ее где-нибудь в саду или огороде. Ребенок привязывал силок к палке и ждал, когда кто-либо попадет в его петлю. После этого домашние (чаще всего мать) сажали в силок пойманную накануне отцом утку или другую птицу и потом напоминали малышу, чтобы тот посмотрел, не попала ли добыча в его ловушку. Ребенок бежал в огород и возвращался оттуда с «добычей» [4].

Также, если мать видела, что ее дочка играет в куклы, то обязательно напоминала ей, что надо сварить обед для кукол. Самым главным в этих играх с детьми были уважительное отношение к «труду» ребенка и серьезность в общении с ним. Такие игры, умело стимулируемые взрослыми, постепенно готовили детей к настоящей деятельности. Игровой репертуар детей 6-7 лет был самый разнообразный. Так очень распространенными в России были игры – «ловишки», которые сопровождались песенками, прибаутками, ритмичным диалогом. Эти игры тренировали внимание, воспроизводили отношения, принятые в обществе, учили старших детей к внимательному и заботливому отношению к людям, обучали малышей двигательным навыкам. Особенно популярными были игры «У медведя во бору», «Волк и овцы», «В коршуна».

В возрасте 8–11 лет дети участвовали в трудовой деятельности старших, учились сельскохозяйственному труду. На этом этапе трудового развития крестьянских детей, подростки воспитывались раздельно. Именно поэтому мальчики и девочки этого возраста играли каждый в свои игры. Известен целый ряд так называемых «семейных» игр, например: «Горшки», «Гоститься», «Невеста», «Кувшинчики», в которых показывался весь быт и трудовой распорядок семьи. Были игры, в которых не воспроизводили трудовой процесс, но в них применялись вещественные атрибуты трудового назначения или их названия: например, в игре под названием «Чижик» одним из предметов игры является палочка или лопаточка, с ее помощью очищали обмятый лен (трепало). 

Такие народные игры как «Смольники», «Коровки» и др. подготавливали детей к предстоящим трудовым нагрузкам. С их помощью развивалась воля, сила и ловкость ребенка. Игры учили прощать обиды, закрепляли навыки ухода за скотиной, учили общаться друг с другом, воспитывали бережное отношение к природе, прививали уважительное отношение к принятому порядку вещей, народным обычаям. 

Третий этап трудового воспитания охватывал период от 12 до 16 лет. В этом возрасте подрастающее поколение участвовало во всех производственных делах наравне с взрослыми. Своей производственной деятельностью юноши и девушки вносили свой вклад в удовлетворение хозяйственных потребностей семьи. В этот период осуществлялось закрепление и совершенствование молодым поколением приобретенных ранее умений, навыков в различных сферах сельскохозяйственного труда.

Подростки обучались ремеслам. Так, на двенадцатом году мальчики вили «оборки» – поводки для лошадей, бечевки для лаптей и пр. На шестнадцатом году – плели лапти. Следует отметить, что в разных местностях в таких работах был свой уклон - плетение, обработка кожи или дерева и т. д. 

Воспитание девочек на данном этапе также организовывалось с учетом возрастных возможностей и социально-экономических требований. Трудовое воспитание девочек проходило по взаимосвязанным направлениям: участие в разнообразных видах полевых работ, приобретение устойчивых хозяйственных навыков для ведения домашнего хозяйства, умение обрабатывать домашнее сырье: шерсть, лен и пр. Как уже указывалось, воспитанием занимались матери и старшие сестры. На первом месте стояло обучение домашнему мастерству. На одиннадцатом году девочку учили прясть на прялке; на тринадцатом – вышивать; на четырнадцатом – шить рубахи и вымачивать холсты; на пятнадцатом и шестнадцатом – ткать кроены; на семнадцатом – самостоятельно устанавливать сам ткацкий станок. 

Период с 11 до 16 лет был временем активных игр. В этом возрасте чаще других были распространены хороводные игры. С 14–15 лет и мальчики становились участниками этих игр, так как они уже воспринимали себя юношами и начинали обращать внимание на девушек. В играх рассказывалось о крестьянской работе, о любви парня к девушке, о злой мачехе и др. [2].

Важно отметить, что определить точный возраст вхождения ребенка в ту или иную работу было практически невозможно, поскольку дети были не похожи в своем развитии, в семьях имелся неодинаковый достаток, да и урожайность каждый год была разной. Однако существовала традиция воспитания, которой старались придерживаться, но и она могла нарушаться, если хозяин был слишком беден, имел много дочерей и одного сына и пр. 

Осуществляемое через народную игру включение подрастающего поколения в трудовую деятельность, формировало у него умение жить в социуме. Игра способствовала решению важнейших задач трудового воспитания:

  •  воспитанию ответственности, целеустремленности, честности, деловитости;

  •  формированию у детей и подростков положительного отношения к труду;

  •  развитию познавательного интереса к знаниям, стремления применять их в практической деятельности;

  •  вооружению детей разнообразными трудовыми умениями и навыками [1, с. 99].

В заключение следует отметить, что игровая деятельность была важным способом воспитания и социализации детей, т.е. готовила их к взрослой жизни в обществе. Игра выступала действенным средством, с помощью которого общество заставляло каждую отдельную личность принять его законы. Вместе с тем игры проходили в атмосфере свободы, когда действие можно было повернуть так, как это хотелось игрокам. А это, несомненно, доставляло им радость, удовольствие.

Изменения, происходящие в современном российском обществе, приводят к тому, что в сознании людей идеал добросовестно трудящегося человека часто становится второстепенным. Вследствие этого, установка на труд в современном семейном воспитании практически отсутствует. У подрастающего поколения часто складывается превратное представление о роли труда в их дальнейшей жизни. Вот почему так важно возрождать на современной основе традиции трудового воспитания в семье. Изучение воспитательного опыта, раскрывающегося в традициях русского народа, сложившихся на основе приобщения детей к традиционным видам труда, является необходимым для успешного образовательно-воспитательного процесса в современном обществе.


Список литературы


1.        Тимошкина, Н. А. Особенности семейного воспитания детей в России начала XX века / Н. А. Тимошкина // Социосфера. – 2011. – № 32. – С. 98–100.

2.        Тимошкина, Н. А. Народная игра как средство социализации детей в России (вторая половина XIX – начало XX в.) : дис. … канд. пед. наук / Н. А. Тимошкина. – Москва, 2002. – 180 с.

3.        Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. – Москва ; Ленинград : Акад. пед. наук РСФСР, 1950. – Т. 8. – 774 с.

4.        Шангина, И. И. Русские дети и их игры / И. Шангина. – Санкт-Петербург, 2000. – 296 с. 

 

Публиковалось:  Девятнадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Мир славянской письменности и культуры в православии, социогуманитарном познании : материалы междунар. науч.-практ. конф. : сб. науч. ст. / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. ин-т культуры. – Челябинск : ЧГИК, 2021, стр. 150-154


27.11.2021 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение