Четырёхколёсный атавизм |
29.11.2021 г. | ||
Архитекторы новой реальности считают, что человек должен отказаться от личного автотранспорта. Личный автомобиль всегда воспринимался как символ личной
свободы. Человек получал не только средство добраться, куда захочется, но ещё и
крышу над головой в любой точке пространства. Машина – это дом на колёсах,
который можно заполнить нужными тебе вещами. Ты выносишь себя в чуждую тебе
реальность и получаешь опорный пункт для её освоения. Эту философию, однако, уже готовят для сдачи в утиль.
Концерн Siemens работает над новой концепцией общественного транспорта, которая
должна сделать владение автомобилем «безнадежно непривлекательным». Как всегда в последнее время, ключом к трансформации
привычной жизни оказывается смартфон. На него можно будет установить приложение
MaaS («Мобильность как услуга»). У данного названия – голландское звучание,
потому что пробным полигоном для обкатки новой системы выбраны Нидерланды. Заголовок статьиинформационного ресурса «AUTOBAHN»,
откуда взята эта информация, звучит пафосно: «Нидерланды – первая страна,
отказавшаяся от владения автомобилем». Суть идеи проста. Мы можем увидеть её прообраз в сервисе
построения маршрута на «Яндекс.Картах». Но Яндекс только показывает общую
информацию по маршруту. Приложение от Siemens должно вести от двери до двери,
сочетая совершенно разные транспортные решения: поезд, трамвай, автобус, машину
общего пользования (каршеринг), скутер и велосипед (прокатные, конечно) – всё,
что угодно, только не личный автотранспорт. Приложение планируется сделать настолько
простым и удобным, что владение собственным транспортным средством должно
показаться «странной идеей». Генеральный директор Siemens Mobility
(подразделения концерна, отвечающего за этот проект) Оливье Гейдан (Olivier
Gueydan) прогнозирует: «Автомобиль постепенно исчезнет как личное средство
передвижения. Планирование поездки от двери к двери без необходимости иметь
машину самому – это будущее. Вы уже можете видеть, что многие молодые люди не
заинтересованы в владении автомобилем». Особый акцент делается на том, насколько дорого обходится
личная машина: это стоимость самого автомобиля и стоимость топлива, а также
оплата дорожного налога, страховки, парковки и места в гараже. Гейдан замечает,
что через эти инструменты на владельцев автомобилей перекладываются фактические
затраты на инфраструктуру и охрану окружающей среды. Впрочем, если представить, что все люди откажутся от личного
транспорта, эти затраты никуда не денутся и всё также будут перекладываться на
пассажиров, – только уже через ценообразование услуг общественного транспорта. Какова цель подобного проекта? На поверхности лежит решение
проблемы пробок. Транспортный поток сократится. Сократится ли воздействие на
экологию? Вполне возможно. Всё это – выгоды, которые получают Нидерланды. А в
чём интерес концерна? Беспилотные автомобили. Именно они должны заполнить
городские улицы. «Это случится раньше, чем вы думаете», – обещает нам
представитель Siemens. Персональное владение беспилотниками не предполагается:
«владеть беспилотным автомобилем как частное лицо – это безумие. Ведь и
такси себе не покупаешь». Таким
образом, беспилотный транспорт мыслится как окончательный могильщик личного
автомобиля. Материал в «AUTOBAHN» заканчивается следующей сентенцией: «Послание
ясное: вы ничем не будете владеть, и вы будете этим довольны». Это отсылка
к программной статье: «Добро пожаловать в 2030 год: у меня ничего нет, у меня
нет конфиденциальности, и жизнь никогда не была лучше», которую написала
датский политик Ида Окен (Ida Auken) в преддверии заседания Совета по
глобальному будущему ВЭФ в 2016 году (статья была опубликована в Forbes). Отказ от личных автомобилей проговаривался ещё тогда. Но пять
лет тому назад будущее рисовалось безоблачным; пусть под электронным колпаком
(неусыпным контролем искусственного интеллекта), но человек мог чувствовать
себя свободным – захотел и переместился. Сегодня так уже нельзя. Перспективная
модель, помещённая в 2030 год, требует уточнения. Перемещаться можно, если это
разрешено, что накладывает свой отпечаток на инициативу избавления от личного
транспорта. Если тебе заблокирован проезд, на общественный транспорт уже не
сядешь и прокатом велосипеда или скутера не воспользуешься. А собственной
машины уже не будет. Предписано находится там-то и там-то, никуда не денешься,
будешь находиться. Уже не сбежишь. Разве что пойдёшь пешком. Но со временем и
на эту опцию тоже найдут управу. | ||
Наверх |