ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Дружественные ресурсы

Наказанные ковидом

Печать
АвторАндрей Карпов  

Наша жизнь до ковида бежала по такой колее, что рано или поздно должно было что-то случиться. И вот случился ковид. Достаточно ли этого стимула, чтобы мы развернулись к Богу, и что нас ждёт, если мы не изменимся?

Джон Мартин - Седьмая казнь египетская, 1823

В мире ничего не совершается без Божией воли. Если происходят бедствия, то и это – часть Божьего произволения. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис 45:7). Бог увязывает множество событий в единую ткань бытия, попуская невзгоды, напасти и неприятности, чтобы побуждать людей к правильным поступкам, будить в нас раскаяние, отвращать от греха. И мы привыкли говорить о Божьем попущении применительно к подобным событиям. Но ведь возможно не только попущение. Когда фараон отказался отпустить еврейский народ из Египта, именно Бог насылает на египетскую землю и на египтян одно наказание за другим (десять казней египетских). Это прямое воздействие, испытание, которого фараон не проходит, каждый раз отказывая евреям и даже обманывая их.

И к особым, выдающимся бедствиям всегда было отношение как к Божиему наказанию. Бедствие – это слово в разговоре, который Бог ведёт с впавшим во грехи и отступившим от истины человечеством. Цель столь грозно звучащего слова – вразумление и исправление. Вплоть до последних времён, когда исправление уже будет невозможно, и тогда обрушившиеся бедствия станут судом Божиим: «Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (Откр 9:20-21).

Эта вилка между бедой-вразумлением и финальной карой сопровождает человечество всю его христианскую историю. Уже неоднократно особо горячие головы объявляли, что наступили последние времена, а потом история продолжалась. Но, с другой стороны, не стоит забывать, что рано или поздно мир всё-таки перейдёт финишную черту. И сегодня мы ближе к ней, чем вчера. Бесполезно пытаться определить оставшееся расстояние, вчитываясь в пророчества, ибо «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Пет 1:20). Знание всегда приходило только через святых Божиих, движимых Духом Святым. Но мы знаем, что как раз о последних временах нас заранее не предупредят; они начнутся внезапно, посреди обыденной жизни: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24:36-42).

Но вот человечество захлестнуло не водой, а новой болезнью – ковидом. Можно ли сказать, что мы встретили эту напасть бодрствуя? На первый взгляд, население Земли повело себя так, словно спящий, у которого над головой выстрелили из ружья. Будучи разбуженным внезапно и таким страшным образом, человек оказывается способен на самые неожиданные, хаотические и бесполезные действия. 

Примерно такую картину мы и наблюдаем последние два года: принимаются самые нелепые решения, словно человечество напрочь забыло всё, что было известно об инфекционных заболеваниях. Вводятся локдауны, люди прячутся по домам прямо в месте распространения инфекции. Прекращается нормальная жизнь, разрываются хозяйственные цепочки. Теперь паническая реакция выходит на новый круг. Повсюду вводятся ковидные паспорта (у нас это QR-коды); необходимость повсеместного их предъявления перекраивает всю социальную реальность. Складывается особая, «подковидная» культура, которая рискует остаться с нами надолго.

Если сегодня оглянуться назад, то кажется, что поводов до столь серьёзной паники, вроде бы, и нет. Когда ковид только-только вышел на историческую сцену, нас пугали, что человечество получило новую смертельную заразу, способную опустошить все континенты. В действительности же мы имеем следующую картину. За первый год пандемии (2020-й), когда ещё не было вакцин, на которые возлагались основные надежды, ковидом заболело около 1% населения Земли, умерло от этой напасти по официальной статистике — 0,023%. В общей структуре смертности смерти от ковида составили 3%.

Сейчас, в 2021 году, на фоне идущей тотальной вакцинации (одну дозу получили уже 55,7% жителей Земли, две — 45%), ситуация несколько ухудшилась. За этот год заболело 2,32% от общей численности населения на начало года, умерло — 0,044%. В общей структуре смертности смертность от ковида тоже выросла вдвое и составила 6,3%.

Цифры эти оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, по-прежнему смертельной угрозы для человечества не видно. Мне могут возразить, что многое достигнуто с помощью предпринятых мер — как раз этих самых локдаунов, ношения масок, соблюдения социальной дистанции и, наконец, вакцинации. Однако, на мой взгляд, критической значимостью эти меры не обладают. Хотя практически всё человечество оказалось вовлечено в ковидную панику, всё же наблюдалась определённая неоднородность реакции: были сообщества, старающиеся избегать принципиального следования наиболее жёстким сценариям. Если бы именно указанные меры спасли нас от вымирания, то там, где меры проводились недостаточно строго, мы бы видели, как мор косит людей. Но ничего столь чудовищного нигде не происходило. Также стоило бы ожидать, что с более последовательным проведением санитарных мероприятий (и особенно вакцинации) последствия пандемии уменьшаются. Однако цифры говорят об обратном. Количество заболевших и количество смертей возросло. То есть те действия, которые предпринимает человечество, не очень-то способствуют улучшению ситуации. Болезнь идёт своим чередом.

И это как раз та, другая сторона ковидной истории. Лучше-то не становится. 2021 год, несмотря на появление вакцин и введение социального регулирования с помощью ковид-паспортов, на круг вышел хуже 2020-го. Нет никакой гарантии, что в 2022-м произойдёт перелом. Позитивные ожидания выглядят беспочвенными: пока всё, что делают, не даёт должного результата. Теперь надежды связывают не с вакцинацией, которая их не оправдала, а с появлением новых лекарств. Получится — хорошо, а если нет?

Среди всех антиковидных мер, кажется, не хватает главного — осознания, что не может болезнь прийти в мир, минуя волю Божию. У нас были дискуссии о том, появился ли новый коронавирус естественным путём, «сбежал» из лаборатории или был специально разработан как биологическое оружие. По большому счёту это не имеет принципиального значения. Независимо от своего происхождения, вирус не смог бы проявить себя как глобальная угроза, не будь на то Божиего произволения. Попустил ли Бог эту беду для того, чтобы мы могли проявить себя правильным образом? Или послал для нашего вразумления и исправления? А может быть, чаша долготерпения Господня переполнилась, и мы видим первое из проявлений Божьего гнева? 

Вот что, по идее, должно в первую очередь беспокоить человечество. Нам всем следовало бы обратить своё внимание внутрь себя, обнаружить свои грехи, покаяться и предпринять особые усилия к исправлению. Ковид, может быть, для того и распространился, чтобы изменить нашу жизнь, но мы её меняем совсем не в ту сторону. 

На фоне пандемии продолжается богоотступничество. Европейская комиссия (высший исполнительный орган Евросоюза) выпускает «Справочник для инклюзивной коммуникации», в котором рекомендуется не использовать слово «Рождество» при описании выходных дней в конце года: вместо «рождественских каникул» следует говорить holiday season («праздничный период»). То есть Рождество, для празднования которого и были введены каникулы, убирается, но сами выходные оставляются. 

Другой пример, уже из мира бизнеса. На Рождество принято дарить подарки, в том числе делать пожертвования бедным. Когда дарят деньги, их кладут в специальный конверт. По традиции на таком конверте обычно пишут «Merry Christmas», что всегда переводится как «Счастливого Рождества». Между тем, этимологически слово Christmas является прямой отсылкой к церковной службе: Christmas — это Christ’s Mass, Христова месса (или День Христовой мессы). И вот британская компания Marks & Spencer, крупный производитель одежды и мировая торговая сеть, выпустила свои конверты под пожертвования, заменив традиционную рождественскую символику на изображение Свина Пёрси. Они поменяли и слова: вместо «Merry Christmas» у них написано «Merry percymas» и «Merry pigmas». Последнее можно перевести не только как «Счастливого свинства», но и как «Счастливого дня свинской мессы».

Курс на удаление из повседневности всего, что связано с христианской историей, и замену христианской веры на культ успеха и благополучия был взят не вчера. Ковид, конечно, сильно мешает современному человеку, но, кажется, Господь и христианство мешают больше. Современное общество не может допустить мысли, что одоление заразы должно идти путём приближения ко Христу. Основная мысль другая: надо убрать ковид, чтобы было как раньше. Чтобы ничто не мешало наслаждаться достатком и пребывать в довольстве. Мы всё время забываем, что было сказано тому человеку, который ликовал по случаю небывалого урожая: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…» (Лк 12:19-20). Это приложимо не только к поведению отдельного человека, но и к жизни сообщества. В Первом Послании апостола Павла к Фессалоникийцам читаем: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес 5:1-3). 

Не избегнут… Человечество уже давно вошло в парадоксальное состояние, противоречивость которого ускользала от осознания. Мы стали жить хорошо, с каждым годом всё лучше, и при этом всё дальше уходили от Бога, пренебрегая заповедями и уповая не на Него, а исключительно на себя — на человеческие устроения, достижения науки и техники, на свою способность противостоять любым вызовам этого мира. Вот несколько цифр.

Средняя продолжительность жизни в мире выросла с 1950 по 2019 год на 22 года. Люди стали существенно лучше питаться. Если в 30-х годах прошлого века среднее потребление на одного человека составляло 2100 ккал, то к началу 60-х годов оно возросло до 2300, а к 90-м годам составляло уже около 2700 ккал в сутки. В 2015 году на одного жителя Земли в среднем приходилось по 2950 ккал в день. Глобальный показатель ВВП на душу населения вырос с 2500 долларов США в 1980 году до 10700 долларов в 2020-м.

Понятно, что в мире существует неравенство, и наибольший выигрыш получили богатые; однако так или иначе улучшение жизни коснулось если не всех, то весьма значительной части человечества. Взять, к примеру, владение автомобилем. В 1970 году мировой автопарк насчитывал 250 млн машин, в 2019 году — 1,4 млрд. Население за это время выросло вдвое, а число автомобилей — чуть ли ни в 6 раз. Основная доля в этом количестве принадлежит личному автотранспорту. Каким бы богачом ни был человек, вряд ли его автопарк будет измеряться двузначной величиной. Ещё один штрих: люди с высшим образованием в 1970 году составляли всего 10% от общей численности населения планеты, а в 2015-м — уже 35%. 

В развитых странах последние десятилетия неуклонно сокращалось среднее годовое рабочее время. В США оно снизилось с 2000 часов в 1950-м до 1800 часов в 2019-м. Во Франции за этот же период было снижение с 2200 часов до 1500 часов, в Германии — с 2400 часов до 1400 часов. Изменился и характер труда. Большее число людей стало работать в офисе, физическим трудом занимается теперь меньшая часть населения. Например, в России 62% работников можно отнести к «белым воротничкам» (т.е. к тем, кто трудится головой, языком, но не руками). «Синих воротничков» у нас только 38%, и то далеко не каждому из них приходится вытирать пот, поскольку доля тяжёлых работ ещё меньше.

Даже глобальная безопасность в послевоенный период существенно улучшилась. В частности, такой показатель, как количество военных, погибших в различных конфликтах из расчета на 100 тысяч человек, упал с 1 в 1950 году до 0,5 в 2013-м.

Накануне пандемии наш современник (особенно принадлежащий к странам условного Запада) получал доходов, имел благ и свободного времени значительно больше, чем предшествующие поколения. И как же он распорядился этим прибытком? Потратил на развлечения. 

Объём мирового туристического рынка в 1970 году оценивался в 18 млрд долларов США, совокупное число прибытий иностранных туристов составило 166 млн человек. Сравним это с цифрами 2018 года: число прибытий — 1,4 млрд (рост почти в 11 раз), денежный объём туристического рынка — 8,8 трлн долларов (рост в 488 раз!). Туризм стал одной из ведущих отраслей, образуя весьма значимую долю мирового ВВП (10,4%). 

Количество полнометражных художественных фильмов в настоящее время оценивается приблизительно в 370 тысяч, а если посчитать ещё и короткометражки, сериалы и документальные ленты, получится более 4,7 млн видеоматериалов. Темпы производства видеопродукции только наращиваются. Выпуск фильмов в США вырос с 1980-го по 2017 год со 100 до 700 картин в год. И если раньше, чтобы посмотреть фильм, надо было идти в кинотеатр или ловить его в программе телевещания, то сегодня практически любой фильм, за исключением самых последних, можно посмотреть, когда тебе захочется, найдя его на просторах интернета.

Интернет сам по себе может расцениваться как зона развлечения. Если человек пользуется интернетом вне работы, то он, скорее всего, или занимается шопингом, или развлекает себя. Разновидностью развлечения надо считать и непрерывное щебетание в мессенджерах и социальных сетях (не случайно одна из них так и называется — Twitter, что переводится как «щебет» или «чирикание»). 

Громадное количество людей играет в видеоигры. Исследование 2020 года оценивает его в 3,1 млрд человек, что составляет 40% от населения планеты. В 1982 году, перед тем как обвалился прежний рынок видеоигр (тогда играли в игровых залах, на автоматах), выручка от видеоигр в США (где преимущественно и играли) составляла 3,2 млрд долларов, а в 2020 году мировой рынок видеоигр достиг отметки в 179,7 млрд долларов США (в 56 раз больше).

Люди хотят потакать себе и чувствовать себя беззаботными. Чему мешают дети. Поэтому количество рождений в наиболее благополучных обществах снижается. Возникло понятие «добровольной бездетности». В 1973 году 2,2% женщин США сознательно придерживались бездетности (не страдая бесплодием), в 2002-м таких женщин было уже 5,7%. В последующие годы идеология чайлдфри потеряла общественную поддержку, активизировалась пропаганда материнства. При опросах женщины перестали указывать, что они не хотят иметь детей, теперь обычно говорят, что планируют завести ребёнка в будущем. Но это будущее, как правило, не наступает.  И ситуация ухудшается. Если в 2012 году 29% американских семей не имели детей, то в 2020 году — уже 57%. Европа движется тем же маршрутом. В соответствии с опросом 2020 года 37% британцев, ещё не являющихся родителями, не планируют обзаводиться детьми и в будущем. Ещё 19% говорят, что не хотят детей в ближайшее время, но признают, что могут передумать. И только 26% уверенно сообщают, что хотят когда-нибудь иметь детей. 

Ярким признаком цивилизационного кризиса является половая распущенность. В 1960-70-е годы традиционные нравственные устои были взорваны, произошла «сексуальная революция». За последующее десятилетие (1980-е) человечество полностью рассталось практически со всеми запретами в сексуальной сфере. Сегодня в развитых странах проводятся исследования, изучающий феномен снижения сексуальной активности. Современные люди всё менее склонны к телесным контактам, и это – одно из следствий «сексуального освобождения». Сначала кинематограф, а потом и виртуальная среда всё в большей степени подменяют подлинные человеческие отношения: слишком велика эмоциональная нагрузка, сопровождающая реальные взаимодействия с другими людьми. Сексуальность потихоньку расчеловечивается, но люди не становятся от этого более целомудренными. По данным опроса 2005 года, охватившего 40 стран, у среднего жителя нашей планеты было 9 сексуальных партнеров. Более поздние опросы показывали меньшую цифру, но всё равно она колебалась где-то в диапазоне от 4-х до 8-ми. Исследование 2017 года затронуло вопрос, какое количество половых партнеров должно считаться нормальным. Средний результат для опрашиваемых женщин был 7,5, для мужчин — 7,6. Очевидно, что нравственные ориентиры у современного человека просто утрачены.

Не удивительно, что растёт число людей, выбирающих извращённые модели сексуального поведения. Так, в Соединенных Штатах число принявших участие в гомосексуальных контактах выросло с 1990 года по 2014 год примерно в два раза (с 3-4% до 8%), при этом до того (с 1973-го по 1990 год) этот процент был стабильным. По данным опроса 2020 года 61% американцев поддерживает однополые «браки».

Мы видим, как поп-культура скатывается в языческую, а то и прямо сатанинскую ритуалистику. А христианские храмы стоят пустыми, люди всё реже посещают богослужения. В Великобритании численность англикан (основной христианской номинации) сократилась с 16,5 млн человек в 1983 году до 8,6 млн человек в 2015-м. Тех, кто определял себя как неверующих, в 1983 году было 31%, в 2015-м — 48%, в 2017-м —53%. Эта тенденция характерна для всей Европы. При этом даже те, кто продолжает себя считать христианами, в большинстве своём в храмы не ходят. По данным исследования 2018 года только 18% жителей Западной Европы можно считать практикующими христианами (посещающими храмы хотя бы раз в месяц). Катастрофа религиозного сознания затронула и США, которые до недавнего времени выглядели в этом отношении более благополучно. В 1999 году 70% американцев ходило в церкви (и синагоги), в 2021 году таковых — только 47%.

Итак, общая картина понятна. Человечество предпочло блага этого мира и его удовольствия. Чем больше проходило времени, тем чётче высвечивалась эта тенденция. Мир всё больше увязал в безбожии, связывая все свои надежды и устремления с тем, что находилось в секулярном пространстве.

Так всё и шло, пока не объявился ковид. Вместо мёда человечеству пришлось отведать полынной горечи. И теперь мы стоим на развилке: найдётся ли в нас хотя бы толика смирения, чтобы увидеть в происходящем руку Господню, принять гнев Божий как должное и умолить Бога не отменить (это невозможно), но отодвинуть, отдалить от нас начало последних времён. Или мы будем, как грешники, описанные в Откровении апостола Иоанна лишь хулить имя Бога, имеющего власть над всем в мире (в том числе, конечно, и над ковидом), и не вразумимся, чтобы воздать Ему славу (см. Откр 16:9). Если человечество пойдёт по второму пути, то, честно говоря, умереть сейчас — не самая худшая участь, поскольку настанут такие дни, что «люди будут искать смерти, но не найдут её; пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр 9:6). Спаси и сохрани нас, Господи, и не дай силам зла возобладать над нами!


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение