Неуместная викторина |
12.12.2021 г. | ||
Как невзначай воспитывается профанация В одной
из московских школ прошла викторина, посвящённая обороне Москвы. Впрочем, в
наше время лингвистическая конструкция «в школе» не обязательно обозначает
пространственную локацию. Викторина проводилась в школьном аккаунте в
Instagram. Мероприятие
вышло за школьные стены и было поддержано столичным Департаментом образования.
Что не удивительно: сейчас много говорится о возвращении в школы
патриотического воспитания. Существуют планы и отчётность по этому направлению,
и викторина по теме Великой Отечественной войны прекрасно укладывается в нужную
статистику. Школе «за активность» идут баллы, которые учитываются в действующей
системе мотивации и в конечном итоге каким-то образом перетекают в деньги. Даже
другие школы, если их ученики подключатся к мероприятию, получат значимые
плюсы. Викторина
была приурочена к событиям 5 декабря 1941 года. Тогда, 80 лет назад, началось
наступление советских войск, отбросившее фашистов от Москвы. Враг подошёл
близко — до столицы оставалось всего 25 км, и выстоять в ту зиму было, без
преувеличения, подвигом. Годы берут своё, и война потихоньку выпала из
актуальной памяти народа, превратившись в сухие главы учебника истории. Оживить
то время, открыть его для ребёнка заново, чтобы он увидел своих
соотечественников в минуту страшного испытания и попытался узнать в них себя, —
это хорошее дело. Но, обращаясь к чему-то высокому, нашему современнику надо
быть особенно бдительным и придавливать в себе постмодерниста, пытающегося
вылезти на первый план и решить задачу по-своему. Вроде бы
и правильные слова сказаны на странице сайта школы,
посвящённой проведённой викторине: «в эти дни мы опять вспомнили ту войну.
Но не для того, чтобы ненавидеть тех, кто принёс на нашу землю смерть и
страдания, а чтобы всегда помнить тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие
сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться и работать,
да просто жить!». Однако, похоже, авторы викторины как-то уж чересчур
озаботились тем, чтобы избежать рецидивов ненависти, и максимально отдалились
от главного, чем жили и дышали тогда наши соотечественники, — от самой битвы с
врагом. Несмотря на то, что и поводом для мероприятия было выбрано наше
контрнаступление, ни одного вопроса о том, что происходило на фронте, в
викторине нет. Фокус внимания целиком отодвинут в тыл. Но надо сказать, что и
жизнь тыла представлена в ней довольно странно — «краями», какими-то деталями, надёрганными
без всякой системы. Викторина
состояла из пяти вопросов. Два из них выглядят вполне достойными. Первый — «Зинаида
Петровна Троицкая — участница обороны Москвы. Чем она знаменита?» (правильный
ответ — первая в России женщина-машинист). И второй — «Жители Москвы рыли во
дворах домов так называемые «щели» — длинные окопы. Для чего они
предназначались?». Ещё один вопрос понятно как попал в викторину — он задавал
«детский колорит»: «Где в осаждённой Москве проводились новогодние ёлки для
детей?». Можно ли называть военную ситуацию 1941 года вокруг столицы осадой —
отдельная тема. Небрежность обращения с понятиями предосудительна, но в данной
викторине — это далеко не главная проблема. Если же говорить по существу, то
проведение ёлок в условиях военного времени — штрих интересный, но когда
вопросов всего пять, отдавать один из них «на ёлки», — расточительство. Если
копнуть глубже, то, конечно, и новогодние ёлки являются свидетельством подвига:
в условиях тревоги и лишений у москвичей находятся силы и время на организацию
детского праздника. Детям и под бомбёжками пытаются сохранить хоть кусочек
детства. Но улавливает ли этот момент современный ребёнок, для которого ёлка —
некая константа, неизменный атрибут Нового года? Пусть и переместили ёлки
куда-то поглубже, их же не могло не быть… Сама формулировка вопроса создаёт такое
ощущение: варианта отсутствия детских праздников не предполагается. Вообще,
викторина как метод имеет существенный недостаток: надо выбирать правильный
ответ из предложенных. А это значит, что устроителям викторины нужно предложить
несколько готовых вариантов ответа, каждый из которых мог бы показаться
подходящим. В некоторых случаях правильный ответ звучит, как чистая нота, и на
его фоне альтернативные ответы выглядят притянутыми за уши. Например, к вопросу
про окопы-«щели», которые рыли москвичи во дворах, были предложены такие
варианты ответов: для ведения оборонительных боёв в случае прорыва фашистов;
для минирования Москвы; для хранения продуктов зимой, — даже школьнику
очевидно, что ни один из них не может быть правильным. Другой
крайностью являются вопросы, ответ на которые носит заведомо случайный
характер. Таков ещё один вопрос викторины: «Первый салют в Москве прогремел 5
августа 1943 года. Сколько часов было дано на его подготовку?». Правильный
ответ — 5 часов. Много это или мало? Почему ребёнку важно знать, сколько
ушло времени на подготовку салюта? Почему это важнее чем, например, то, в честь
чего был дан салют? Впрочем,
все эти недоумения можно было бы счесть придирками, если бы не пятый вопрос:
«За что накладывали штраф на жителей Москвы в вечернее время осенью 1941
года?». Варианты ответов: «за прогулки под луной», «за выход на улицу без
собаки», «за любой незакрытый источник света из квартиры», «за посещение
общественного места без маски и перчаток». Кто-то
явно хотел пошутить. Возможно, он тяготился необходимостью придумывать эту
викторину. Возможно, он стремился снизить пафос, сделать что-то менее
формальное, более похожее на игру. Но есть вещи, которыми не шутят. Есть темы,
в которых пафос уместен и его снижение выглядит профанацией, а то и кощунством.
Викторина оказалась антипедагогическим действием, воспитывающим в школьниках
возможность говорить о войне с глупым хихиканьем и чуть ли не с презрительной
усмешкой. Но
удивительно не это. В каждом из нас сидит постмодернистский человек, который
может внезапно устроить перфоманс, начав жонглировать словами и понятиями,
которые, по идее, должны иметь вес и несомненную ценность. Понести может
каждого. Удивительно не то, что подобная викторина была составлена, а что ей
дали ход. Она получила одобрение на школьном уровне и информационную поддержку
на уровне Департамента образования. Тут
возможно два объяснения, и оба плохие. Первое сводится тому, что люди,
ответственные за воспитательную работу, через которых прошла данная викторина,
— сами прожжённые постмодернисты (они прочитали ответы, посмеялись над ними и
сочли подходящими). Если это так, то кого они могут воспитать из наших детей?
Второе объяснение состоит в том, что мероприятие делалось исключительно для
галочки (как говорят в народе — «на отвали»). Никого всерьёз не интересовало,
что будут спрашивать у детей, какого качества весь этот материал. Удалось его
подверстать к теме битвы за Москву — и замечательно. Всем зачлось участие,
коэффициенты, по которым оценивается их работа, подросли. Важен процесс, а на
реальный результат всем плевать. Так что и в этом случае о нормальном
воспитании говорить не приходится. Неизвестно даже, какой из этих двух вариантов
хуже; третьего же, пожалуй, и нет. | ||
Наверх |