Скульптор Екатерина Никифорова-Кирпичникова: взлет и трагедия |
04.01.2022 г. | |
В Калужском музее изобразительных искусств до 16 января 2022 г. работает выставка «Скульптор Екатерина Никифорова-Кирпичникова: взлет и трагедия» из фондов музея. В истории русской скульптуры первой половины ХХ века нельзя найти имени этого автора: она известна преимущественно благодаря ее замечательному портрету работы А.С. Голубкиной под названием «Сирень», запечатлевшему обаятельный образ молодой девушки. Он существует в мраморе (Государственный Русский музей) и в бронзе (Государственная Третьяковская галерея). В сущности бронзовый вариант воспроизводит мраморный оригинал, характеризующийся пластическим воплощением идеи, соединенной с отражением внутреннего состояния человека, через тонкие, замкнутые индивидуальные черты лица. Но Екатерина Дмитриевна Никифорова являлась не только моделью для Голубкиной, но и участницей многих выставок, входившей в одни и те же художественные объединения, и уже с этой стороны вызывает интерес. Выставка скульптурных произведений Екатерины Дмитриевны небольшая по объему, но на ней представлено все, чем располагает Калужский музей изобразительных искусств из наследия мастера. К этому добавлены несколько графических работ, никогда ранее не экспонировавшихся. Общая характеристика творческого наследия скульптора при таких условиях, естественно, может быть лишь предварительной. Наиболее зрелыми являются образцы деревянной скульптуры, с явным чувством материала и возможностей художественной интерпретации рельефа, с целенаправленным использованием графичности и уплощенности как выразительных средств. Одним словом, речь может идти об искусстве ушедшей эпохи, отделенной от сегодняшнего дня столетним периодом, но совершенно не утратившем свою новизну, что свойственно только большим художественным явлениям. Эти явления создаются трудом не только авторов с громкими именами, но и многочисленных тружеников, память о которых порой оказывается на грани забвения.
| |
Наверх |