Социальные функции Церкви |
О двух комплексах функций Цекви, один из которых обращён вовнутрь (к членам Церкви), а второй - вовне. Церковь есть корабль спасения. Спасение же – цель
христианской жизни, поэтому христиане держатся за Церковь. Она находится в
самой серёдке их мира: все важные события — рождение, смерть, создание семьи – проходят
не без участия Церкви. Как бы ни петляла у христианина тропинка жизни, она
обязательно то и дело будет выводить его к церковному порогу. Здесь христиане
встречаются, общаются, включаются в общее дело (слово «литургия» переводится с
греческого буквально как «общественная служба», но общие дела находятся и вне
литургии). Люди объединяются вокруг церкви (храма), возникает особый коллектив –
приход; а если слово Церковь написать с большой буквы, то объединение вокруг
неё даст православный народ. Русский народ изначально был народом крестьянским;
в слове «крестьянин», прежде чем оно окончательно превратилась в полный синоним
«земледельца», несомненно вычитывалось происхождение — от греческого
christianos, что означает «христианин». Крестьянство — это православный народ в
чистом виде, а на Руси другого народа и не было. Не случайно распространённым
обращением к народу у нас было – «православные». Так проявлялась интегративная
функция Церкви. Церковь стоит вне времени. Истины
веры не зависят от политической и культурной конъюнктуры. В любую эпоху
человек, обратившийся к Церкви, приобщается к ценностям, имеющим непреходящее
значение. Так проявляется культуротранслирующая функция. Частью этого культурного богатства
Церкви являются представления о добре и зле, святости и грехе, должном и
недолжном, правильном и неправильном. Для православных именно Церковь является
конечной инстанцией, определяющей качество их поведения. Она хранит моральные
нормы, устанавливает критерии и даёт нравственную оценку человека и общества.
Это – нормативная или регулятивная функция Церкви. Также выделяют компенсаторную
или психотерапевтическую функцию. Церковь помогает людям справиться с
внутренним кризисом, выстоять в житейских неурядицах, обрести смысл жизни. Вера
наделяет человека целостным мировоззрением (в этом можно увидеть ещё одну – мировоззренческую– функцию). Все перечисленные социальные
функции Церкви реализуются внутри особого социума –сообщества верующих. Если
человек вне Церкви, то ни одна из указанных функций его не коснётся. В то же
время современное общество в основной своей массе составляют люди
невоцерковлённые или даже неверующие. Можно ли считать, что и применительно к
такому обществу Церковь выполняет какие-то социально значимые функции?
Несомненно. Во-первых, присутствие Церкви
посреди мира освящает мир. На Церковь изливается благодать, а поскольку
Церковь так или иначе взаимодействует с окружающим её социальным пространством,
то зёрна этой благодати или её отблески попадают и за пределы Церкви. Социум,
принимающий Церковь в качестве одной из своих составляющих, открыт для Божьего
благословения. Тонкое покрывало благодати лежит на его плечах, что легко
почувствовать, если доведётся попасть в общество, Церковь отвергающее: ощущения
будут совершенно другими. Во-вторых, Церковь задаёт
духовную глубину. В обществе, где есть Церковь, формируется более
сложная культура. В публичном пространстве такого общества чаще возникают
отсылки к мировоззренческому базису и этике, ведутся более основательные
дискуссии философского толка, идёт конкуренция и перекличка смыслов, понятий,
метафор и образов. Следующая функция Церкви,
обращённая вовне, – свидетельская. Церковь свидетельствует об
Истине, обличая неправду светского мира. Пока общественная жизнь протекает
перед лицом Церкви, в социуме не так уж просто подменить добро злом, затереть
историческую и культурную память, извратить должное. Что бы ни говорилось за
церковной оградой, это обязательно будет сопоставлено с тем, что говорится
внутри неё, и существование расхождений будет очевидно для всех – не только для
православных, но и для неверующих. Извращение нельзя сделать новой общей
нормой, пока часть общества считает нормой совершенно противоположное. Таким
образом, Церковь тормозит сползание мира в бездну. Наконец, двери Церкви
приглашающе открыты. Каждый может войти и почувствовать, каково быть
внутри, а не снаружи; приложить к себе те функции Церкви, что направлены на
православный социум, став малой частью единого церковного организма. Корабль
спасения ещё стоит у причала с опущенными на пристань мостками. Но этот мир не вечен. Если что-то есть
сегодня и было вчера, из этого совершенно не следует, что также будет и завтра.
Праведный Ной сто лет строил ковчег, проповедуя покаяние не только словом, но и
делом всей своей жизни. До последнего момента люди могли прийти и спастись
вместе с ним и его семьёй, но они лишь смеялись над его трудом. А потом Ной
вошёл в ковчег, «и затворил Господь за ним» (Быт 7:16). Путь к спасению внешних
закрылся. Но это было лишь необходимым техническим моментом, который можно
интерпретировать как некий знак; на духовном плане последовательность была
другой: сначала спасение стало невозможно, потому что люди отвергли проповедь
Ноя, а уже потом ковчег был запечатан и начался потоп. Бог не творит чудес просто так.
Каждое Его действие в мире осмысленно и результативно. Чудеса совершаются
тогда, когда они способны изменить чью-нибудь душу. Если нет никого, чья душа
могла бы перемениться, чуда не будет. Присутствие в социальной жизни
России Православной Церкви – это тоже чудо,
особый покров благодати, лежащий на нашей стране. И, как во всяком чуде, в нём
есть специальный смысл: пока есть люди, для которых Церковь может быть камнем
преткновения, сбивающим их с привычного шага и заставляющим задуматься о
вечном, её присутствие уместно. Если же за церковной оградой уже никому не
будет дела до духовных сокровищ, которые могло бы дать им Православие, то смысл
в нахождении Церкви внутри в целом светской социальной жизни
утрачивается. Социальные функции Церкви,
обращённые вовнутрь, к её собственным чадам, исчезнуть не могут, ибо Церковь на
Земле будет существовать до Второго пришествия, «и врата ада не одолеют её» (Мф
16:18). А вот те функции, что обращены к внешним, существуют лишь до тех, пока
сердца людей будут способны откликаться на явленное им чудо. «Се, стою у двери и
стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять
с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). Когда все, кто способен расслышать стук,
примут финальное решение отворить или оставить дверь закрытой, Господь отойдёт
от двери. Социальные функции Церкви не будут работать вхолостую. Как только
Церковь окончательно станет не нужна внешним, Господь начнёт выводить её из
мира. Для нас, считающих себя членами
Церкви, тогда наступит весьма болезненный момент. Все противоречия между
светским и духовным предельно обострятся. Мы привыкли пользоваться тем, что
даёт светская цивилизация: социальной организацией, правами и льготами,
экономическими отношениями, средствами связи и транспортом, коммунальными
удобствами, иными техническими приспособлениями, светской культурой, в конце
концов. Громадная часть нашей жизни связана со всем этим. И мы должны будем
отсекать это от себя — шаг за шагом или, может быть, придётся отказаться от
всего сразу. Возможно, нам предложат отказаться от христианства, от нашего
Православия, чтобы сохранить возможность пользоваться благами наравне с
другими. Но может быть и так, что Бог просто лишит нас такой возможности. Если
истинное основание будет отсутствовать, то что станет с домом? «И пошёл дождь,
и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было
падение его великое» (Мф 7:27). Обрушение светского мира может
быть уже завтра, готовы ли мы к нему? Будем ли мы оплакивать утраченное и пытаться что-либо сложить из разбитых
черепков, или это послужит к нашему вразумлению? | ||
15.01.2022 г. | ||
Наверх |