Светлый мир Адии Ситдиковой |
20.01.2022 г. | |
До 27 февраля 2022 г. в Стерлитамакской картинной галерее проходит выставка «Светлый мир Адии Ситдиковой». Выставка представляет живопись и графику народного художника Башкирской АССР, лауреата Государственной премии Республики Башкортостан им. Салавата Юлаева Адии Хабибулловны Ситдиковой (1913–2000). Все произведения являются собственностью Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова. Основы натюрморта как жанра были заложены в башкирском искусстве выдающимися мастерами Касимом Салиаскаровичем Девлеткильдеевым и Александром Эрастовичем Тюлькиным, которые привнесли в него живописную культуру и духовность. Эти традиции нашли продолжение в творчестве Ситдиковой, сумевшей расширить рамки этого жанра, обогатив его новой тематикой. Приготовление к празднику, ожидание гостей, плоды земли, расшитые полотенца, высокие подушки, золотистый мёд — в этот радостный и светлый мир приглашает нас в своих произведениях Ситдикова. В её полотнах оживают национальные традиции, обычаи, и вместе с тем в них ощущается взгляд нашего современника. Одна из излюбленных тем Ситдиковой — башкирский мёд. Она находит её разнообразные решения: «Башкирский мёд» (1967), «Аромат мёда» (1976), «У пчеловода» (1983), «Башкирский мёд, болгарские лимоны» (1987), «Чак-чак» (1988) и другие Наше воображение безошибочно угадывает, что золотой мёд, излучающий солнце, расписная деревянная посуда, ткани с вышитыми узорами — это собирательный образ лета, тепла, счастья. Тема башкирского мёда в натюрморте «Чак-чак» сливается с рассказом о человеческой жизни. Полотно завораживает белизной скатерти, расшитых полотенец. Ярко-красные подносы, зелёный чайник по контрасту сообщают золотистому свечению мёда особую остроту. Опоэтизированное звучание предметов и колорита рождает чувство восхищения человеческим счастьем, душевной чистотой. Художники часто уважительно называли Адию Хабибулловну «Наш башкирский Матисс». И это неслучайно. Её художественное мышление, манера во многом созвучны творческому почерку знаменитого французского живописца. Сама она долго не знала, кто такой Матисс, и почему её так называют — она работала так, как подсказывали ей интуиция и врождённый дар колориста. Некоторая уплощённость пространственного решения, акцентированная роль линии и цвета, музыкальность, свойственные работам Ситдиковой, перекликаются с творческими принципами Матисса, но она остаётся узнаваемой и ярко индивидуальной со своей темой, колоритом, ярко выраженным национальным звучанием. Произведения Ситдиковой, передающие дух и аромат башкирской земли, экспонировались на выставках всесоюзного, всероссийского и зарубежного масштаба. За тридцать пять лет творческой деятельности Адия Хабибулловна создала более пятисот полотен, которые вошли в коллекции многих музеев страны и зарубежья. Самое большое собрание её произведений хранится в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова.
| |
Наверх |