ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Графика первой половины XIX века из частных собраний

Графика первой половины XIX века из частных собраний

Печать
03.02.2022 г.

С 5 февраля до 13 апреля 2022 в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени будет проходить выставка «Графика первой половины XIX века из частых собраний».

Карл Брюллов - Портрет светлейшей княгини А.И. Лопухиной, 1833

Выставки графики – всегда событие для музея и почитателей этого жанра. Графику редко экспонируют в силу особенностей её хранения – она очень хрупка и требует минимального взаимодействия со светом для более долгой сохранности. А графика из частных собраний коллекционеров – редкость вдвойне, так как многие вещи не показывались вообще или демонстрировались широкой публике много лет назад. Например, такова судьба отдельных работ О. Кипренского, К. Брюллова, А. Орловского, Т. Шевченко и Ж. О. Д. Энгра.

Несомненная звезда выставки – акварельный портрет княгини А. И. Лопухиной работы Карла Брюллова из коллекции Степана Вишневского (правнука основателя Музея В.А. Тропинина и коллекционера Феликса Евгеньевича Вишневского), который не выставлялся уже многие десятилетия.

Некоторые вещи, представленные на выставке отмечены интересным происхождением – они хранились в выдающихся собраниях прошлого: у великой княгини Ольги Николаевны (дочери Николая I), в коллекции неаполитанского королевского дома, у знаменитого танцовщика и хореографа Сержа Лифаря.

Часть произведений является не только интересными художественными образцами, но и редчайшими историческими документами своей эпохи. Например, на работе С. Галактионова можно увидеть Английский дворец в Петергофе, полностью уничтоженный во время Второй Мировой войны. Несомненный уникум – портрет героя войны 1812 года графа Вальмоден-Гимборна работы М. Даффингера. До этого единственным известным его изображением был портрет работы Д. Доу в Военной галерее Зимнего дворца.

Особого внимания заслуживают обнаруженные в частных собраниях две работы Д. Папендика и И. Эрхарда, пропавшие во время Второй Мировой войны из Бременского Кунстхалле. Сейчас предметы снова введены в научный и культурный оборот.

Выставка графики первой половины XIX столетия – особенная и потому, что именно период правления императоров Александра I и Николая I выделил графику в заметную отдельную часть изобразительного искусства. Рисунок и акварель были обязательной частью в программе обучения в Российской Академии Художеств, поэтому все её выпускники априори владели и тем, и тем. А самые талантливые живописцы виртуозно рисовали и писали акварелью.

Искусство рисунка, более камерное по своей сути, хоть и занимает следующее место после живописи, не уступает первой ни в мастерстве, ни в разнообразии тем. Более того, рисунок «кровно» связан с живописью, так как является её прародителем, зерном, из которого вырастает большое живописное произведение. Рисунок более быстр, более контекстуален, он «хватает» жизнь в моменте, в самом ярком её проявлении. Будь то портрет, пейзаж или жанровая сцена, рисунок приходит на помощь, чтобы запечатлеть мгновение и впечатление.

Графические работы в пушкинскую эпоху были и более доступными для большинства дворянских и купеческих семей. Рисунок и акварель как малые формы большого искусства позволяли и запечатлеть образы близких людей, и украсить дом, и оставить что-то значимое «на память». Так, благодаря графике, сейчас мы видим то, какой была наша культура, быт и наши предки в более точном и подробном отображении.

Важно отметить, что значительный раздел собрания Музея В.А. Тропинина составляет именно коллекция графических работ. Музей хранит более 400 листов оригинальной графики, акварелей, пастелей, гравюр и литографий, созданных мастерами второй половины XVIII – начала XX вв., среди которых имена известных художников В.А. Тропинина, П.Ф. Соколова, А.П. Брюллова, К.К. Гампельна, В.И. Гау и др.

Клуб коллекционеров графики был образован на основе группы в социальной сети Facebook в 2020 г. как онлайн-проект и сейчас насчитывает порядка 2000 участников. Главная задача клуба – создать комфортное пространство для общения всех почитателям графики «золотой эпохи» культуры России, делиться интересной информацией, консультироваться с коллегами и находить возможности для демонстрации собраний.

Более 70 вещей из 17 московских и петербургских коллекций составляют экспозицию, где представлены рисунки и акварели классиков русского и европейского искусства. Работы братьев А. Брюллова и К. Брюллова, О. Кипренского, П. Соколова, А. Орловского, М. Даффингера, Ж.-Б. Изабе, Й. Крихубера, Ф. Крюгера, Ж. Энгра, когда-то украшали блистательные залы дворцов, императорские собрания и стены комнат в русских усадьбах.

Источник 

Степан Галактионов - Дача графа Лаваля на Аптекарском острове в Петербурге, 1810-е Василий Садовников - Выезд императора Николая I с семьей через арку Главного штаба в Петербурге, 1840-е.Петр Соколов - Портрет великого князя Константина Николаевича. Конец 1820-х - начало 1830-хПавел Федотов - Портрет Т. Абрамовой. Середина 1840-хПетр Соколов - Портрет князя С.Ф. Голицына, 1847Александр Брюллов - Портрет неаполитанского короля Франциска I, 1825

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение