Правильные слова и качество общества |
Качество общества определяется вовсе не тем, какие законы считаются в нём действующими, и не тем, о чём принято говорить в его публичном пространстве. Можно иметь очень хорошие законы и постоянно сталкиваться с
тем, что люди настроены обходить, а не исполнять их установления. Публичное
пространство может быть заполнено прекрасными и высокими словами, но, привычно
произнося их с трибун, в повседневных обстоятельствах люди способны действовать
так, словно они этих слов никогда не слышали и значения их не знают. Политическая среда тяготеет ко лжи, ибо одна из аксиом
политики гласит: если не можешь быть, каким нужно, делай всё, чтобы казаться,
что ты таков и есть. Следуя этому правилу, общество компенсирует отсутствующее,
но необходимое качество, с помощью имитации правильных практик. Слова заменяют
поступки. Чем больше разрыв между тем, что осознаётся как должное, и
реальностью, тем больше продуцируется лжи. Нагнетание лжи может происходить долго, но не бесконечно.
Рано или поздно пузырь должен прорваться и наступит время коррекции. Вариантов
коррекции всего лишь два. Первый, «естественный», предполагает модификацию должного.
Если мы не можем соответствовать идеалу, значит, с идеалом что-то не так. Мир
меняется, он уже изменился, и контрольные уровни теперь другие. Надо быть ближе
к реальности и пересмотреть свои ожидания. Если идти этим путём, то довольно быстро обнаружится, что
теперь многое можно из того, что раньше было нельзя, и не обязательно из того,
что раньше было необходимо. Безусловно, это путь деградации, но двигаться по
нему просто, и чаще всего коррекция происходит именно таким образом. .0001pt; background: white">
После того, как должное немного «приспустили»,
необходимость лгать пропадает: ситуацию можно описывать адекватно, не боясь
показаться предателем идеалов. Но деградация продолжится, и в дальнейшем, когда
ситуация ещё больше ухудшится, снова придётся врать. Второй вариант коррекции встречается редко, поскольку он
даётся психологически нелегко. Суть его — в признании факта лжи. Люди, чьё
слово значимо в публичном пространстве, должны сказать: «мы лгали», или хотя бы
(слабая форма) «мы ошибались». В этом случае дезавуируется весь публичный
дискурс, но идеалы удаётся сохранить. Третьего варианта, который подспудно предполагается, когда
мы начинаем врать, — мол, стоит подождать, и наши правильные слова выправят
ситуацию, не существует. Слова сами по себе бессильны; сила слов заключается в
нашей готовности напитать их своею кровью. Слово — это вексель, который мы выдали. Ценность векселя
определяется платежеспособностью эмитента. В любой момент вексель может быть
предъявлен к погашению, и мы должны будем по нему уплатить. Если же мы
уклоняемся от уплаты, то, как бы мы красиво ни оформили свою бумагу, она
простой бумагой и останется. Все наши замечательные слова рискуют обернуться пустым
сотрясанием воздуха, если они будут существовать отдельно от нашей жизни.
Адресуя свои слова другим, мы прочим им судьбу общественно значимых текстов, но
значимость рождается только при претворении слов в поступки. Довольно странно
ожидать, что кто-то другой будет мотивирован словом, тогда как сам говоривший
не видит возможности показать пример следования своему слову на практике. Существенной и примечательной чертой современного кризиса
общественной морали в нашем отечестве является переизбыток слов, которые,
будучи формально правильными, заведомо не могут быть конвертированы в поступки
тех, кто их произносит: это либо невозможно в принципе, поскольку говорящий
говорит про то, в чём не участвует и участвовать не способен, либо он отвергает
любую мысль о применимости своих слов к самому себе. Тогда как, по-хорошему,
нам следует ограничивать свою речь лишь теми словами, которые мы можем
подтвердить собственными поступками. Вот тогда они имели бы вес. Общество, в котором всё содержание публичной сферы
(выданные векселя слов) соответствовало бы личному поведению говорящих
(подтверждалось золотым запасом дел), не нуждалось бы во лжи. Какими были бы поступки,
такой бы образ общества и складывался. Ложь позволяет создавать иллюзию
качественно лучшего общества при отсутствии соответствующего поведения. Это
сбивает с толку; поэтому нам неочевидна, например, такая простая мысль, что
качество общества определяется исключительно качеством составляющих его людей. | ||
Наверх |