ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Близкое, знакомое, родное

Близкое, знакомое, родное

Печать
16.02.2022 г.

До 13 марта 2022 г. в Доме Корбакова (Вологда) проходит персональная выставка череповецкого художника Николая Викулова, посвященная его 85-летию.

Николай Викулов

…Детство мастера пришлось на военные годы, бумага, карандаши, краски – все было в большом дефиците. Потому он использовал для своих рисунков подручные материалы: угольки и беленую печку. Рисовал на печке в основном портреты советских военных и политических деятелей, которых видел в учебниках и газетах, – Сталина, Ленина, Ворошилова. А самыми любимыми героями детских рисунков были Буденный с его пышными усами и Чапаев – непременно на коне. После окончания школы в 1952 году с «художествами» было покончено. Викулов поступил в училище, а затем стал монтажником-высотником на Череповецком коксохимическом комбинате. Но служба в армии неожиданно вернула интерес к изобразительному искусству и после демобилизации в 1958 году он начал заниматься в изостудии Сергея Павловича Пескова, а в 1960-м поступил в Ярославское художественное училище. Закончив учебу в 1965 году, молодой художник вернулся в Череповец. С этого же года началось его участие в областных, межрегиональных и всероссийских художественных выставках.

В Череповце Николай Викулов работал художником на телестудии, преподавал рисование в общеобразовательной школе. Много лет занимался оформительской деятельностью при Вологодском художественном фонде: расписывал столовые, кафе, школы, детские сады. К сожалению, из этих работ мало что сохранилось – большая часть расписных панно исчезла во время ремонта помещений в 1990-е – 2000-е годы. Из оформительского творчества Викулова до нас дошла только буква «А» на крыше череповецкого автовокзала. Николай Петрович – член Союза художников России с 1990 года.

Выставка Викулова «Близкое, знакомое, родное» в Вологде четвертая по счету. В экспозиции представлены первые работы художника – строящийся Череповец, порт, корабли, краны. По соседству с городскими пейзажами – близкие, знакомые и родные автору места Череповецкого района – деревни Михеево и Петряево, Лукинское, Локшино, Екимцево, Фоминское, Никиткино, Горку, Уступино… По ним можно составить карту его особой «викуловской» вселенной. Художник удивительно тонко передает деревенский уют и тепло. С большой любовью он относится к простым сельским труженикам. Об этом говорят трогательные названия картин, например, «Банька Марюши Котиной», «Сашок со стадом», «Стёпушко Финадеев», «Рядовой пехоты Санюшка Федунов»…

«Манера творчества художника – всегда разная, – отмечает искусствовед и куратор выставки Ирина Балашова. – Поначалу Николай Викулов писал в темной гамме, высвечивая белыми всполохами дома, фигуры людей… Постепенно он начал вводить цвет – тонкими линиями, как будто сплетая художественный сюжет из нитей. Потом у него появилась серия работ в яркой гамме. Объяснялось это просто, житейски: Николай Петрович стал плохо видеть – без деталей, крупными цветовыми пятнами. И это он перенес в творчество. Когда сделал операцию, цвет в работах остался, но заиграл по-другому. С 2016 года в его полотнах появилась более холодная зелено-голубая гамма. На новых картинах можно заметить необычную округленную трактовку форм. Это всё авторское ощущение, которое рождается у мастера на интуитивном подсознательном уровне».

Стилистика картин Викулова на искусствоведческом языке именуется примитивом. На создание даже небольших полотен уходит длительное время, это огромный труд. Автор перерабатывает традиции авангарда и народного искусства в стремлении передать неповторимый образ крестьянского бытия. Эти небольшие холсты напряжены по колориту и густой, многослойной фактуре, сложны по композиции. По словам Ирины Балашовой, «одни из них достигают звучания больших монументальных полотен, вторые смотрятся как драгоценные эмали, а третьи своей линейной манерой нанесения краски отдаленно напоминают домотканые половики».

Источник  

vik1.jpgvik2.jpgvik3.jpgvik4.jpgvik5.jpgvik6.jpgvik7.jpgvik9.jpg

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение