Садовые хитрости Агаты Кристи |
Цветы – в саду и дома – не просто интерьер детективных историй; порой они становятся необходимым и даже ключевым элементом сюжета. Великобритания – страна садов и парков. Еще в средневековье при замках баронов располагались пышные фруктовые сады, приносившие урожай в хозяйские кладовые. Эпоха Возрождения дала толчок развитию ландшафтного искусства, создавались регулярные парки, позже получили популярность и парки пейзажные. С давних пор британцы завели обычай отдыха на природе, среди лужаек, цветов и древ обширных поместий. Детство одной из самых известных писательниц Британии, мастера детектива Агаты Кристи (до замужества: Миллер, 1890 – 1976), также прошло на свежем воздухе – в садовых кущах домов ее родителей, родственников. Любовь к саду она пронесла через всю свою жизнь, выразила ее в своих произведениях. Например, действие рассказа «Чайный сервиз “Арлекин”» происходит в саду за чаепитием, в рассказе «Причуда Гриншоу» (Greenshaw – «зеленая ботва») из расследований мисс Джейн Марпл беззаконие вершится среди садовых насаждений. Из личного досье «обвиняемого» Местом преступления сад сделали по нескольким причинам. Прежде всего, большие сады-парки поместий прекрасно подходят для сокрытия разного рода неблаговидных поступков. В саду, как правило, ведутся всевозможные работы, поэтому выкопанная (и закопанная) траншея для захоронения тела вряд ли кого-то особо смутит. Есть тут и момент шока, неожиданности: английские сады обычно рассматриваются как местечки для отдыха, неги, а не злодейства. Согласно христианским представлениям, человек пришел из земли, в землю он и вернется. Первородный грех был совершен в Эдемском саду, где Адам и Ева потеряли свою невинность. Было бы ошибкой считать, что из всех детективных авторов к садово-огородной тематике обращалась исключительно леди Агата. Делал это Артур Конан Дойл, который в «Пяти зернышках апельсина» для передачи сообщений применил растительный «шифр» – позже так поступит и Кристи в рассказе «Желтый ирис». А отравление в рассказе Дойла «Дьяволова нога» вызывает причудливое заморское растение. Шерлок Холмс часто топтался на клумбах, выискивая отпечатки ног преступников, он, как известно, мечтал скоротать остаток лет в сельской местности, занимаясь пчеловодством. Большим ценителем цветов был сыщик Рекса Стаута Ниро Вульф, а в романе Кэролайн Грэм (The Killings at Badger’s Drift) об инспекторе Барнаби, известном российскому телезрителю благодаря сериалу «Чисто английское убийство» (Midsomer Murders), все замыкается на редкой орхидее. С цветами встречаемся и в теледетективах, например, «Она написала убийство» (Murder, She Wrote) или «Коломбо» (Columbo). В «Коломбо» (серия «Этюд в черных тонах») цветок становится уликой, используются сумах и белладонна («Жертва красоты»), убийцы включают в свои темные планы садово-оранжерейный декор («Смерть в оранжерее», «Реквием для падающей звезды», «Темная лошадка»). Цветочный детектив Но, как говорится, ближе к Кристи. Сад – это прежде всего клумбы, цветы. Цветы окружают мисс Марпл, постоянно работающую в саду (вот и обложки размещенных на веб-портале www.agathachristie.com романов о ней оформили во флористическом стиле), но много их и в городских апартаментах выдуманного леди Агатой бельгийского сыщика Эркюля Пуаро. В сериале «Пуаро Агаты Кристи» (Agatha Christie’s Poirot) ими уставлена квартира бельгийца. Множество наименований из области флоры встречаем в детективных сюжетах Кристи: азалия, айва, артишок, бегония, георгин, герань, гиацинт, душистый горошек, жимолость, золотой дождь, инжир, люпин, лютик, мимоза, можжевельник, нарцисс, ноготки, омела, остролист, примула, рододендрон, розмарин, сирень, тюльпан, финик, флокс, цикламен, чертополох и т.д. В экранизации романа «Спящее убийство» (Sleeping Murder, роль мисс Марпл играет Джоан Хиксон) Гвенда Рид желает поклеить обои с маками – и вдруг оказывается, что они уже использовались в интерьере купленного ею и ее мужем дома: на Западе мак считается растением провидцев. Цветы становятся немаловажными уликами, дают ключ к разгадке. Распутать дело в «Золотых слитках» мисс Марпл помогло поведение садовника – в выходные и праздничные дни они не подрезают розы. Подобно Холмсу, бельгиец исследует следы на цветочной клумбе в «Зеркале мертвеца». Особый сорт роз без шипов Zephirine Drouhin подал Пуаро подсказку в романе «Печальный кипарис», помог разоблачить убийцу. Кристи показывает, насколько важно разбираться в цветах, ведь ботанические познания способны привести к правде, что влечет за собой самые серьезные последствия. Желтые ирисы напоминают сыщику старое дело («Желтый ирис»), в сериале «Пуаро Агаты Кристи» («Что растет в твоем саду?») пакетик из-под семян, переданный бельгийскому детективу, открывает запутанное дело. С фиалкой сравнивает леди Агата католический храм, разговор с прихожанкой которого озаряет мсье Эркюля догадкой («Берег удачи»), а в «Объявлено убийство» (A Murder is Announced) фиалки использует уже злоумышленница. Много «цветочного» в образе самого Эркюля Пуаро. В рассказе «Авгиевы конюшни» в петлице у сыщика находится белая камелия. Камелии стали особенно популярны после выхода романа «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, а также оперы Джузеппе Верди «Травиата», в которой опять-таки появляется этот цветок. Цветок на одежде стал одной из примет бельгийского сыщика, в «Пуаро Агаты Кристи» его нередко можно лицезреть с бутоньеркой на отвороте пиджака. В одной из серий сделан акцент на сцене помещения Пуаро в петлицу цветка, демонстрирующей характер детектива, его щегольство и утонченный вкус. На костюме бельгийца замечаем и розовый бутон. В «Пуаро Агаты Кристи» сыщика даже выставили селекционером, выведшим в ящике на подоконнике свой собственный сорт роз («Что растет в твоем саду?»). Розы – любимые цветы Веры Россакофф (Русаковой), давней зазнобы мсье Эркюля: в рассказе «Пленение Цербера» он отсылает ей букет алых роз. Алые розы – цветы страстной Кармен, что видно из романа «Смерть лорда Эджвера» (Lord Edgware Dies). Но почему розы «соседствуют» с преступлением? Возможно, ответ следует искать в английском прошлом, когда шла печально знаменитая Война Алой и Белой Розы, оросившая британскую землю кровью. Отголосок тех кровавых времен прозвучал в «Алисе в Стране Чудес», в которой ожившие карты перекрашивают розовые кусты и приговариваются к казни. Ландшафт
убийства Тон в некоторых произведениях Агаты Кристи задают деревья. В «Автобиографии» (An Autobiography) она припоминает, что одушевляла их в детские годы. Мрачным кольцом окружают особняк почти живые деревья в рассказе «Дело смотрительницы», жутковатое впечатление оказывают на героиню романа «Печальный кипарис» (Sad Cypress) тисы, происшествие с деревом в другом романе – «Глупость мертвеца» (Dead Man’s Folly), – словно ставит эмоциональную точку. Своеобразным «декором» являются живые изгороди. Использование изгородей в английской садово-парковой культуре имеет давнюю традицию, восходит ко временам жадных до земли лордов, огораживавших подвластные им территории. Изгороди использует в своих криминальных загадках и леди Агата. Облик садовника, подстригающего изгородь, является удобным прикрытием как для неудачливого шпиона («Раз, два – пряжку застегни»), так и для ловкого секретного агента («Кошка среди голубей»). Пышная и плотная зелень изгороди прекрасно подходит для тех, кто хочет что-либо спрятать. В романе «Лощина» (The Hollow) убийца засовывает в нее огнестрельное оружие, это же проделывает с ружьем и молодая дама в серии «Трагедия в поместье Марсдон» («Пуаро Агаты Кристи»). Несомненным украшением любого сада является водоем. В «Убийстве Роджера Экройда» (The Murder of Roger Ackroyd) из водных глубин была выужена важная улика. В «Лощине» и «Вечеринке в Хэллоуин» (Hallowe’en Party) с преступлением связаны фонтаны, фонтан является центром композиции в одной из сцен телефильма «Немезида» с Джоан Хиксон, поставленного по одноименному роману (Nemesis). В той же «Лощине» Кристи превратила в место преступления бассейн. А в экранизации 1991 г. «Фокуса с зеркалами» (They Do It with Mirrors) трагическая развязка ждет зрителя в заросшем водорослями водоеме. В садах мы можем увидеть разные скульптуры, декоративные элементы. Включила их в садово-парковый ансамбль своих детективов и Кристи. В рассказе «Что растет в твоем саду?» показано, как декорировать клумбы ракушками, а мисс Марпл в экранизации «Немезиды» прохаживается по саду с солнечными часами. Они указывают время отбрасываемой тенью, что символизирует старинную мудрость: «У старых грехов – длинные тени». Пуаро в «Вечеринке в Хэллоуин» воображает в парке резвящихся фавнов, сатиров, прочих мифических персонажей: их изваяния можно разглядеть среди зелени английских садов. Частные палисадники выставляли напоказ скульптуры попроще – в романе «Часы» (The Clocks) мы сталкиваемся с декоративными мухоморами. Разнообразили парковые пейзажи и различные постройки, беседки, павильоны. Романистка отводила им в своих сюжетах довольно важную роль. В «Глупости мертвеца» под парковым павильоном был спрятан труп, в «Убийстве Роджера Экройда» и «После похорон» садовые беседки предоставляют Пуаро значимые зацепки. Откровения с мисс Элизабет Темпл на фоне паркового «храма» заставляют мысли мисс Марпл двигаться в верном направлении, а в «Пуаро Агаты Кристи» (эпизод «Дело о пропавшем завещании») в постройке в парке совершается преступление. Разрушенная теплица в «Немезиде», в основании которой тайно похоронена любовь Клотильды Брэдбери-Скотт, символизирует ее разбитое сердце. Список «подозреваемых» Занятия садоводством требуют борьбы с вредителями. Одни садоводы используют для этого органические вещества, другие – промышленные ядохимикаты. В прошлом практически повсеместно применяли гербициды. Но ими можно «бороться» не только с сорняками, но и с людьми. В «Корнуолльской загадке» банку гербицидов подбрасывают мистеру Пенгелли, чтобы бросить на него тень подозрения в убийстве супруги. Для опрыскивания роз рекомендовали препараты никотина, к которому прибег убийца в романе «Драма в трех актах» (Three Act Tragedy). Мисс Марпл (Джоан Хиксон) в «Фокусе с зеркалами» и «Спящем убийстве» воюет с сорными травами, уничтожая их – так она поступает и с преступниками. Сражаться приходится не только с сорными растениями, разными болезнями садовой флоры, но и с насекомыми. Из рассказа «Осиное гнездо» узнаем об эффективности цианистого калия для истребления ос. Населяют приусадебные участки, конечно, не одни лишь осы. Но их Кристи, по всей видимости, особенно жалела, она пыталась развенчать миф о них как о крайне вредных для человека существах. В «Осином гнезде» бельгиец сетует, что у насекомых нет своего Пуаро – защитника и помощника. Стереотип о страшно опасных осах развеивается в романе «Смерть в облаках» (Death in the Clouds): выясняется, что гибель героини спровоцировали не укусы насекомого, а человеческие козни. Помимо ос, в детективах Кристи мы сталкиваемся с пчелами (роман «Загадка Эндхауза»), а также муравьями, с которыми романистка сравнивает суетливых британцев. Хороший хозяин никогда не забудет об удобрениях – навозе, Кристи упоминает навозных жуков-скарабеев. Встречается у нее и доставлявший немало неприятных моментов садоводам крот, упомянуты различные птицы: воробьи, вороны, дрозды, малиновки и пр. Орнитофобия (боязнь птиц), от которой страдала сама Кристи, буквально «пропитывает» страницы романа «Зернышки в кармане» (A Pocket Full of Rye). Заскакивают в сюжеты писательницы и желанные помощники садовода-огородника – земноводные: в «Трупе в библиотеке» (The Body in the Library) мисс Марпл вспоминает забавный случай с выскочившей из часов лягушкой. Эпизод, очевидно, был навеян популярной детской игрушкой – прыгающей лягушкой с «часовым механизмом» (clockwork) или же английским выражением «leapfrog clock» («часы-чехарда», «спешащие часы»). Естественно, главными «обитателями» сада являются люди. В «Автобиографии» Кристи вспоминает, сколько хлопот доставили ей мальчишки-сорванцы, заглядывавшие через ограду и кричавшие всякие глупости. Конфликт с местной шпаной леди Агата потом включит в некоторые произведения, к примеру, в «Часы». Ряд героев ее романов носят «ботанические» фамилии, что во многом перекликается с английскими обычаями, литературным прошлым: в комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (A Midsummer Night’s Dream) персонажей зовут «Горчичное Зерно» и «Душистый Горошек». «Трава смерти» и… жизни Сталкиваемся у Кристи и с более экзотическими растениями, например, магнолией – в рассказе «Цветок магнолии». В «Смерти лорда Эджвера» бессердечная актриса Джейн Уилкинсон желает послать на похороны бывшего мужа букет орхидей, они же «благоухают» в «Желтом ирисе». Инспектор Джепп в «Что растет в твоем саду?» сидит рядом с фуксией, в «Карты на стол» (Cards on the Table) чудак-исследователь изучает в экспедиции экзотическую флору. Необычайные свойства «калабарского боба» (Physostigma venenosum), своего рода «сыворотки правды», находят применение в романе «Занавес. Последнее дело Пуаро» (Curtain: Poirot’s Last Case). Упоминаются и не существовавшие на тот момент сорта растений, например, голубая герань, которая появляется в одноименном рассказе: намек на то, что все в нем является вымыслом – как и сам цветок. Детективная фабула требует жертв, которых в изобилии поставляют ядовитые растения. Несколько раз прибегает Кристи к услугам наперстянки (Digitalis). Она, к примеру, фигурирует в романе «Встреча со смертью» (Appointment with Death). Романистка, имевшая отношение к аптекарскому делу, знала, что наперстянка может как убить, так и помочь выздороветь: дигиталис хорош в составе сердечных препаратов. Отравиться ядовитыми растениями можно и по ошибке. В рассказе «Трава смерти» отмечается сходство листьев наперстянки с листьями востребованного в кулинарии шалфея, на это же обращено внимание в романе «Зернышки в кармане». Помимо прочего, в сборнике рассказов «Тринадцать загадочных случаев» (The Thirteen Problems) указывается опасность перепутать некоторые декоративные луковичные с обычным кулинарным луком. Не чуралась в своих романах леди Агата и исторических аналогий: в «Пяти поросятах» (Five Little Pigs) проводится предание о смерти древнегреческого философа Сократа, выпившего чашу с цикутой. «Цикута» – это коварное растение «вех ядовитый» (Cicuta virosa). Растения, сады у Кристи часто используются с целью что-либо скрыть. Например, в «Убийстве в доме викария» (The Murder at the Vicarage) для этого подошел горшок с комнатным цветком, в «Убийстве на Рождество» (Hercule Poirot’s Christmas) драгоценности прячутся среди камешков в саду камней. Среди цветов сада находят вечный покой герои романов «Глупость мертвеца», «Вечеринка в Хэллоуин» и «Спящее убийство», в «Немезиде» замаскированную могилу покрывает плетущееся растение Polygonum baldschuanicum (вместо него на обложку размещенного на портале www.agathachristie.com романа поместили цветы дурмана). Как мы подметили в «Энциклопедии Эркюля Пуаро», у леди Агаты «плющи» ассоциируются с чем-то негативным, вредным, удушающим. Однако их способности идут и впрок: в серии «Двойная улика» «Пуаро Агаты Кристи» сыщик «вплетает» вьющееся растение в свой хитроумный план. Агата Кристи активнейшим образом эксплуатировала
садовую тему, в детективных шедеврах саду и его жителям подчас отводила
ключевую роль. «Услугами» цветов пользуются у нее как преступники, так и
следователи. Среди садовых насаждений – начало и конец человеческих трагедий. Путешествие
по историческим паркам Британии в «Немезиде» выводит мисс Марпл к похороненной
в саду девушке. Садовая калитка приглашает к приключению на обложке романа
Кристи «Врата судьбы» (Postern of Fate),
она как бы и открывает, и в то же время закрывает рассказанную романисткой
историю. Расследование начинается с сада, с цветка, в саду же оно и заканчивается:
победив смерть, герои телефильма «Спящее убийство» идут по освещенному солнцем газону
– к новой жизни.
| ||||
21.09.2023 г. | ||||
Наверх |