Поэты и смерть: этапы духовной зрелости |
Смерть – неизбежный спутник человека. И для того, кто не прячет взгляд и не заметает проблемы под ковёр, смерть становится неизбывным вопросом, на который следует как-то ответить. А отвечаем мы своей жизнью, которая при таком ракурсе оказывается протекающей в преддверии смерти. А поэт отвечает ещё и своим творчеством – в той мере, в которой он живёт поэтическим чувством. Тема смерти обильно представлена в поэзии. Более того: это
один из источников поэтического вдохновения. Поэт осмысливает присутствие
смерти в жизни и, пропустив столь мощный удар, в ответ на такое потрясение
начинает звучать его душа. Впрочем, отработка темы смерти во многом зависит от
возраста. В молодости мы не очень-то верим в свою смертность. Поэтому смерть выступает
метафорой, образом, с которым можно играть. Используя этот образ, поэты слегка
кокетничают. Скорбные тени смерти, искусственно положенные на чело, позволяют
придать себе основательности, серьёзности, повысить самооценку и ожидать более
высокой оценки от окружающих. Вот, к примеру, у Александра Блока: И поздно, и темно. Покину без желаний Это написано в 1901 году, возраст поэта – 21 год. Широко известно стихотворение Лермонтова: Нет, я не Байрон, я другой, Оно тоже содержит отсылку к смерти («кончу ране»), написано
в 1832 году, когда поэту было всего 18 лет. Стихи с такой интонацией есть и у Пушкина. Вот фрагмент его «Элегии»: Я видел смерть; она в молчанье села Стихотворение известно нам в редакции 1825 года, но написано
оно раньше, в 1816 году, в возрасте 17-ти лет. Даже в столь юном возрасте талантливый автор может писать богатым
языком, плести изысканные семантические узоры, умело расставлять эмоциональные
акценты. Но его духовный опыт объективно невелик. Рассматривая пару «я и смерть»,
он неизбежно выводит на первый план себя, оставляя смерти роль декораций. В
молодости смерть выглядит просто, и нет возможности осознать её онтологическую
глубину, фундаментальную сложность перехода через этот рубеж. В сущности, жизнь дана человеку как раз для того, чтобы
осознать важность смерти, в меру своих сил подготовиться к ней. И эта
подготовка состоит вовсе не в том, чтобы за жизнь успеть воздвигнуть себе
памятник, хотя бы нерукотворный. Хотя самым известным переложением оды Горация Exegi
monumentum является стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный…», оно, по сути, представляет собой парафраз произведения Г.Р.
Державина: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, И Горация, и у Пушкина, и у Державина «Памятники» появились
уже в зрелом возрасте, но ещё позже, прямо на пороге смерти, в своём последнем
стихотворении, Гавриил Романович признается, что упование на земную память
ложно: Река времен в своем стремленьи Проблема смерти требует иного, внутреннего и сугубо
персонального решения. Вот как, например, звучит эта тема у нашего современника
Станислава Агирбова (г.р. 1954): Я уеду из этой страны, И можем отслеживать не поэтическую, но духовную зрелость по
смене интонации, по переходу от позирования на фоне смерти, где смерть ещё
толком не познана, а человек остаётся таким, каким вошёл в «большой» мир, к
осознанию собственной непреодолимой неготовности принять смерть, когда
параметры смерти уже оценены, а внутри человека произошла серьёзная
перестройка. Допустим, Есенин в свои 27 не слишком сдвинулся с исходной
точки: Не жалею, не зову, не плачу, … Все мы, все мы в этом мире тленны, У Джузеппе Джусти (1809-1850, один из самых популярных
поэтов в Италии XIX) в
35 лет если и есть какая-то подвижка, то процесс ещё только-только начался: Мой Гросси, мне сегодня тридцать пять, Пора мне жизнь иную начинать — А там, ступая тихо в темноте, Но думаю, что труд мой не потерян, А вот у Надежды Александровны Лохвицкой (писала под
псевдонимом Тэффи) в 50 лет внутренняя перестройка уже произошла и акценты
расставлены по-другому: Когда я была ребенком, И так заботился мило А потом, усталой и хмурой — И там огромный зверище, Но я, в глаза ему глядя, Все, что было и будет с нами, И ответил мне зверь не словами,
Больше хороших стихов в ТГ-канале ЕЖЕДНЕВНИК ПОЭЗИИ | ||
15.10.2023 г. | ||
Наверх |