Абрамцево. Искусство или жизнь? |
03.11.2023 г. | |
В Музее В.А. Тропинина (Москва) до 28 фераля 2023 года проходит выставка из собрания Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево». Выставка приурочена к 105-летию Музея-заповедника в уходящем году и 55-летию Музея В.А. Тропинина в 2024 году. Выставка «Абрамцево. Искусство или жизнь?» представляет творчество художников уникального объединения — Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка. Среди представленных в экспозиции 49 экспонатов — финальный эскиз к картине «Алёнушка» Виктора Васнецова и его эскизы к опере «Снегурочка», керамика Михаила Врубеля, живописные произведения Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Ильи Репина, мебель по рисункам Елены Поленовой и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства из собрания малой родины русского модерна. Наследие «Абрамцева» отражает сложные поиски «русского стиля», показывает развитие образно-пластической системы от «Алёнушки» Васнецова до керамической сюиты Врубеля. Тема выставки «Искусство или жизнь?» выстроена вокруг цитаты поэта Валерия Брюсова из его статьи в журнале «Мир искусства» 1903 года. «Искусство или жизнь?» — вопрос о миссии и месте искусства в жизни особенно остро звучал на переломе XIX и XX столетий. Ответом на вопрос и стало появление Мамонтовского кружка. Центр актуального искусства того времени создал, пестовал и развивал владелец усадьбы, скульптор, меценат и известный предприниматель Савва Мамонтов. влечённость искусством Саввы Мамонтова позволила преобразовать усадьбу по законам красоты, сделав его и творческой лабораторией, и художественным центром. В Абрамцеве были основаны две мастерские: столярная и керамическая. Выполненные по эскизам художников мебель, предметы быта, печи, изразцы украшали не только постройки и интерьеры усадьбы. Абрамцевскими изразцами декорировали многие здания в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Таганроге, Самаре. Ельце, Рыбинске и т.д. В Абрамцеве, может быть, впервые в России утверждался тезис о том, что искусство нельзя делить на высшее и низшее. Художники по-своему понимали задачи: картина должна была стать не музейным экспонатом, а принадлежностью быта, составлять единый ансамбль с предметами обихода, архитектурой. Савва Мамонтов был уверен, что общество можно изменить через искусство. «Нужно приучать глаз народа к красивому: в храмах, на вокзалах, на улице», — утверждал он. Всеобщим увлечением в Абрамцевском кружке был театр. Художники, оформлявшие спектакли, были одновременно актёрами и постановщиками. Из домашнего театра вырос профессиональный – «Русская Частная опера С.И. Мамонтова». Так как в домашнем театре ставились драматические спектакли, иногда с музыкальными вставками, а основал Мамонтов оперный театр с русской и зарубежной классикой. За десять лет в Абрамцеве был создан уникальный архитектурный ансамбль, позволяющий проследить развитие новых форм в архитектуре от историзма до неорусского стиля. На выставке представлены эскизы первых сооружений модерна: Виктора Васнецова к Абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного, «Избушке на курьих ножках», часовне, а также макет «Избушки» мастера Николая Филасова. В Абрамцеве сформировался особый тип «универсального» художника, что стало одной из ярких примет времени. Живописцы занимались различными видами творчества — создавали архитектурные проекты и строили церковь, участвовали в театральной жизни, придумывали проекты мебели и способствовали её реализации, лепили в керамической и скульптурной мастерских. Куратор выставки Елена Митрофанова отмечает: «Хорошо известны слова Станиславского о Мамонтове: «Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство». Благодаря увлечённости, усилиям, энергии Мамонтовых и их единомышленников в Абрамцеве лозунги о преобразовании действительности искусством не только провозглашались, но воплощались в конкретные дела. Здесь возникла идея синтеза искусств, рождался новый стиль — русский модерн».
| |
Наверх |