ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Абрамцево. Искусство или жизнь?

Абрамцево. Искусство или жизнь?

Печать
03.11.2023 г.
ab5.jpg

В Музее В.А. Тропинина (Москва) до 28 фераля 2023 года проходит выставка из собрания Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево».  Выставка приурочена к 105-летию Музея-заповедника в уходящем году и 55-летию Музея В.А. Тропинина в 2024 году.

Выставка «Абрамцево. Искусство или жизнь?» представляет творчество художников уникального объединения — Мамонтовского (Абрамцевского) художественного кружка.

Среди представленных в экспозиции 49 экспонатов — финальный эскиз к картине «Алёнушка» Виктора Васнецова и его эскизы к опере «Снегурочка», керамика Михаила Врубеля, живописные произведения Василия Поленова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Ильи Репина, мебель по рисункам Елены Поленовой и многие другие предметы декоративно-прикладного искусства из собрания малой родины русского модерна. Наследие «Абрамцева» отражает сложные поиски «русского стиля», показывает развитие образно-пластической системы от «Алёнушки» Васнецова до керамической сюиты Врубеля.

Тема выставки «Искусство или жизнь?» выстроена вокруг цитаты поэта Валерия Брюсова из его статьи в журнале «Мир искусства» 1903 года. «Искусство или жизнь?» — вопрос о миссии и месте искусства в жизни особенно остро звучал на переломе XIX и XX столетий. Ответом на вопрос и стало появление Мамонтовского кружка. Центр актуального искусства того времени создал, пестовал и развивал владелец усадьбы, скульптор, меценат и известный предприниматель Савва Мамонтов.

влечённость искусством Саввы Мамонтова позволила преобразовать усадьбу по законам красоты, сделав его и творческой лабораторией, и художественным центром. В Абрамцеве были основаны две мастерские: столярная и керамическая. Выполненные по эскизам художников мебель, предметы быта, печи, изразцы украшали не только постройки и интерьеры усадьбы. Абрамцевскими изразцами декорировали многие здания в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Таганроге, Самаре. Ельце, Рыбинске и т.д.

В Абрамцеве, может быть, впервые в России утверждался тезис о том, что искусство нельзя делить на высшее и низшее. Художники по-своему понимали задачи: картина должна была стать не музейным экспонатом, а принадлежностью быта, составлять единый ансамбль с предметами обихода, архитектурой. Савва Мамонтов был уверен, что общество можно изменить через искусство. «Нужно приучать глаз народа к красивому: в храмах, на вокзалах, на улице», — утверждал он.

Всеобщим увлечением в Абрамцевском кружке был театр.  Художники, оформлявшие спектакли, были одновременно актёрами и постановщиками. Из домашнего театра вырос профессиональный – «Русская Частная опера С.И. Мамонтова». Так как в домашнем театре ставились драматические спектакли, иногда с музыкальными вставками, а основал Мамонтов оперный театр с русской и зарубежной классикой.

За десять лет в Абрамцеве был создан уникальный архитектурный ансамбль, позволяющий проследить развитие новых форм в архитектуре от историзма до неорусского стиля. На выставке представлены эскизы первых сооружений модерна: Виктора Васнецова к Абрамцевской церкви Спаса Нерукотворного, «Избушке на курьих ножках», часовне, а также макет «Избушки» мастера Николая Филасова.

В Абрамцеве сформировался особый тип «универсального» художника, что стало одной из ярких примет времени. Живописцы занимались различными видами творчества — создавали архитектурные проекты и строили церковь, участвовали в театральной жизни, придумывали проекты мебели и способствовали её реализации, лепили в керамической и скульптурной мастерских.

Куратор выставки Елена Митрофанова отмечает: «Хорошо известны слова Станиславского о Мамонтове: «Всем, что делал Савва Иванович, тайно руководило искусство». Благодаря увлечённости, усилиям, энергии Мамонтовых и их единомышленников в Абрамцеве лозунги о преобразовании действительности искусством не только провозглашались, но воплощались в конкретные дела. Здесь возникла идея синтеза искусств, рождался новый стиль — русский модерн».

 

ab1.jpgab2.jpgab3.jpgab4.jpg

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение