ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова

Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова

Печать
22.12.2023 г.
пас (оплечный). Первая половина – середина XVI века (?), с позднейшими поновлениями. ГТГ

Государственная Третьяковская галерея (Москва), Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) представляют выставку копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации, Овчинников всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников. Выставка продлится до 14 апреля 2024 г. 

Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах – от приготовления красок и подготовки основы до «завершающих штрихов», в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Стремясь досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке. 

Работа над копированием фресок 1465 года в церкви Успения Богоматери в Мелётове под Псковом сопровождалась настоящим исследованием этих загадочных и необычайно сложных по составу и иконографии сюжетов памятника. Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с житийной иконой Святителя Николая Чудотворца (Государственная Третьяковская галерея), которая современна росписи храма и доподлинно из него происходит. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь обращался к ней, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков.

География работ Овчинникова не ограничивалась древними русскими городами. Он много времени провел в Грузии, копируя фрески IX–XIII столетий в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в церквах Атени, Бетании и Ачи. В его копиях и кальках нередко оказывались запечатлены впоследствии утраченные фрагменты древней живописи и даже целые композиции. Точнее представить, как фрески располагались внутри храмов и сочетались друг с другом художественно и по смыслу, помогают специально подготовленные к выставке объемно-пространственные реконструкции. 

Уникальное наследие Овчинникова, хранящееся в научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» при ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря, сегодня представлено широкой публике в залах Государственной Третьяковской галереи вместе с двумя иконами из музейного собрания, которые были исследованы и реставрированы художником, – «Святитель Николай Чудотворец (Никола Зарайский), со священномучеником Василием Анкирским и мучеником Андреем Стратилатом» и «Спас (оплечный)». В 1960-е годы икона Спасителя вызывала жаркие споры среди специалистов: одни считали ее искусной подделкой XIX века, другие – произведением Андрея Рублева. При подготовке нынешней выставки в Третьяковской галерее были проведены исследования, позволившие вновь обратиться к вопросам, поставленным более полувека назад, и предложить их решение на новом уровне.

А.Н. Овчинников. Рождество Христово. Копия-реконструкция иконы середины XV века. 1980-е. ВХНРЦ им. академика И.Э. ГрабаряА.Н. Овчинников. Пророк Давид перед ковчегом завета. Копия-реконструкция фрески церкви Рождества Богородицы в Бетании (южная стена). 1980-е. ВХНРЦ им. академика И.Э. ГрабаряА.Н. Овчинников. Пророк Иезекииль перед вратами затворенными и источником. Копия-реконструкция фрески церкви Рождества Богородицы в Бетании (южная стена). 1980-е. ВХНРЦ им. академика И.Э. ГрабаряА.Н. Овчинников. Чудо Георгия о змие. Копия-реконструкция фрески церкви Святого Георгия в Старой Ладоге (диаконник). 1980. ВХНРЦ им. академика И.Э. ГрабаряА.Н. Овчинников. Рождество Христово. Копия-реконструкция фрески церкви Святого Георгия в Ачи (южный склон свода). 1980-е. ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря

 

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение