Рафаэль. Эпоха Ренессанса |
30.03.2024 г. | |
С 5 апреля по 19 мая 2024 г. в Ростовском областном музее изобразительных искусств будет проходит выставка «РАФАЭЛЬ. ЭПОХА РЕНЕССАНСА» Этот уникальный выставочный проект впервые
в Ростове-на-Дону представит столь масштабную ретроспективу работ выдающегося
художника эпохи Ренессанса Рафаэля Санти - более 90 гравюр и литографий XVI-XIX
веков с его рисунков, фресок и мозаик из частных собраний Великобритании и
Германии. Имя Рафаэля вспыхнуло как звезда на небосклоне мирового художественного
наследия, явив миру его поистине божественный гений. Его полотна и фрески,
отражающие самую суть эпохи Ренессанса, стали символом перехода человечества от
Средневековья к периоду Просвещения и Нового времени. Рафаэль – любимец всех и
вся – всю жизнь стремился к гармонии, покорив своим творчеством гуманистов и
мастеров великого Возрождения. Среди монументальных работ художника особое
место занимает серия фресок Лоджий Ватикана. Благодарные потомки позже назовут
их Лоджиями Рафаэля, а его живописную ленту Библией Рафаэля. На плафонах в
каждом из тринадцати сводов аркад Рафаэль разместил по четыре фрески на темы
Ветхого и Нового Завета. Общее их число 52 равно количеству недель в году.
Согласно канонам католических служб, в конце каждой недели для горожан Рима
звучали проповеди на тему определенного события или притчи из Библии. Каждый
желающий мог после завершения службы просмотреть огромную «иллюстрацию» услышанного
на одной из стен или потолке галереи. Выставка дает уникальную возможность
соприкоснуться с этими великими «иллюстрациями». В 1866 году выдающимся немецким художником и гравером Людвигом Грюнером - директором Дрезденского королевского кабинета гравюр в сотрудничестве с известным итальянским художником – президентом Академии Сан Лука - Николой Консони были выполнены 52 тонированные литографии фресок большого формата в стиле старинной гравюры на дереве, представленные на выставке в полном объёме впервые в России. Рафаэль проведет своего зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Его Библейские сюжеты кажутся окнами, открытыми в новый мир. В результате получился очень гармоничный синтез античного и христианского мира, который, возможно, и станет причиной долговечной славы Лоджий. Художник хочет сказать, что для нас, в христианской культуре, библейские события заняли то же место, что и мифология занимала для античных. Рафаэль говорит о наступлении новой, христианской эры в жизни человека. И хотя это новое время может питаться достижениями античности, оно все же отлично от нее, как и безмерно ее превосходит. Будучи великолепным архитектором, Рафаэль часто приглашался для проектирования церквей, соборов и часовен. Растущая слава Рафаэля пробудила интерес к нему одного из самых богатых купцов своего времени Агостино Киджи, который способствовал развитию гения художника, широко нанимая его и обращая на него внимание Папы и других итальянских князей. Среди величайших работ, выполненных Рафаэлем для Агостино Киджи, по праву считается Капелла Киджи – семейная часовня, для которой художник выполнил рисунки для мозаик купола. На выставке демонстрируется серия восхитительных гравюр с этих мозаик, выполненных Людвигом Грюнером в 1850 году. На них представлена вселенная в соответствии с теорией Птолемея и Аристотеля, которую со времен Рафаэля вытеснили системы Коперника и Ньютона. Наряду со Всевышним Рафаэль изобразил планеты и неподвижные звезды. Каждая из планет находится под покровительством Ангела в состоянии ожидания знака свыше, согласно средневековой мысли. Особое настроение и чарующую поэтичность придают демонстрируемые на
выставке гравюры с рисунков Рафаэля - иллюстрации к новелле Луция Апулея «Амур
и Психея» из романа «Метаморфозы или Золотой осел», отпечатанные в Риме в 1774
году с медных пластин 1530-1560 годов. Гравюры были выполнены выдающимися
мастерами XVI века, современниками Рафаэля Агостино Венециано
и Маэстро Б Дель Дадо. В этих иллюстрациях особенно отчетливо проявился особый
индивидуальный стиль Рафаэля, известный своей гармоничностью, прозрачностью,
ясностью, непринужденно выверенной композицией и величием, отличающимся
сбалансированной манерой рисования, спокойными и размеренными образами, мягкими
формами, рассеянным светом и округлыми очертаниями. Рафаэль проявил себя как необычайно сильная и яркая художественная индивидуальность. Он по праву считается одним из самых продуктивных художников и влиятельных общественных деятелей своего времени. Автор многочисленных картин и фресок на религиозные, античные и светские сюжеты, официальный художник папского двора, главный архитектор Собора Святого Петра, главный хранитель римских древностей и первый археолог античного Рима Рафаэль сам стал и символом, и воплощением Эпохи Ренессанса.
| |
Наверх |