Память о счастье |
17.04.2024 г. | |
В Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени с 17 апреля по 15 сентября 2024 года пройдет выставка «Память о счастье» (Семейная тема в собрании Музея В.А. Тропинина и частных коллекциях). Выставка "Память о счастье" раскрывает тему семейного и детского портрета – одну из самых эмоциональных в отечественной живописи конца XVIII - первой половины XIX веков. В проекте представлены порядка 120 работ В.А. Тропинина, А.П. Брюллова, П.Ф. Соколова, В.И. Гау, Т.А. Неффа, Г.Г. Гампельна и других русских художников из фондов Музея В.А. Тропинина и частных собраний современных коллекционеров изящного А. Вихрова, С. и Т. Подстаницких, Т. Удрас. Семейный сюжет задумывался художниками как документ о родовой истории – произведение искусства, отражающее личную память о счастье. В пространстве экспозиции – крупноформатные полотна, камерные акварельные портреты и миниатюры с изображениями членов императорской фамилии, русской аристократии, дворян «средней руки» и купеческого сословия. Заказ портрета в эпоху Золотого века русской культуры было делом значительным, дорогостоящим, и обычно связан с важными датами для семейной истории. Тема семьи и детства в портретной живописи обрела популярность в эпоху сентиментализма на рубеже XVIII-XIX вв. Создание подобных произведений требовало от художников высокого мастерства в композиции и выстраивании групповой мизансцены, драматургии общения портретируемых между собой и со зрителем. Зачастую большие семейные портреты создавались по случаю покупки дома. Малоформатные акварели или миниатюры дарили родственникам, их отправляли вместе с письмами, брали в путешествие или в военный поход. Образ матери с ребенком можно трактовать как желание декларировать свою социальную роль – свидетельство женской эмансипации, начавшейся в конце XIX в. Предназначение матери, ответственной не только за рождение, но еще за воспитание и образование детей, становилось все более и более определённым. В детском портрете проявляется родительская тревога, столь понятная во все времена, а также сентиментальное желание оставить на память любимые родные образы. Изображения детей традиционно дополнялись значимыми аксессуарами со скрытым смыслом. Например, игрушки или книги в руках мальчиков становились символами их будущего образования и карьеры. Хлыст для верховой езды – метафора дисциплины, необходимой для правильного воспитания. Собака рядом с девочкой служила аллегорией будущей супружеской добродетели – верности. Современникам были понятны и изображение разнообразных цветов – символов красоты и предстоящего расцвета жизни. На языке цветов создавались тайные послания для выражения чувств и идей. Мальчиков часто изображали с яблоком, что отсылало зрителя к библейскому сюжету о древе познания добра и зла. | |
Наверх |