Знак далёкого детства… (О творчестве Е.А. Благининой) |
Со стихами Елены Александровны Благининой (1903–1989) у людей разных возрастов и уже нескольких поколений наверняка связаны самые ранние и самые светлые, тёплые воспоминания: о детстве, родительском доме, семье и прежде всего – о маме. Облик поэтессы с добрым миловидным лицом, участливым взглядом на многих её фотографиях излучает прямо-таки материнскую заботу и нежность, добросердечие, отзывчивость, чуткость. Вот какая мама – Эти знаменитые стихотворные строчки Благининой
– словно и о ней самой, и о каждой
любящей и любимой маме. А ещё Елена Александровна своей наружностью напоминает учительницу прежних времён – терпеливую, внимательную, любящую детей не «по долгу службы», а самозабвенно, по-настоящему. Ту, что называют «учитель от Бога». Таких педагогов сейчас почти уже не встретишь.
Неслучайно Благинина – внучка православного сельского
священника с необычайно светлой и ласковой фамилией Солнышкин – с ранней юности
мечтала стать учителем, воспитателем детских душ, вселять в них «разумное, доброе, вечное». Ей желалось,
чтобы каждый ребёнок, по евангельскому слову, «преуспевал в премудрости, и возрасте, и в любви у Бога и человеков» (Лк.
2:52). В 1921 году девушка начала учиться в
Курском педагогическом институте. Жизнь в те годы у большинства советских людей
была бедная, трудная. «Одежда плохая,
но хожу, –
писала Елена об институтских занятиях. Быта не замечаю, полна стихами». Курский союз поэтов принял Благинину в свою
организацию. Молодая поэтесса вспоминала то время с восторгом: «Мир засиял
такими красками, таким торжеством... Блок, Брюсов, Белый, Пастернак, Асеев,
Ахматова, Цветаева, Есенин, Маяковский – поэты, которые до вступления моего в
кружок были мне совершенно неизвестны. Много читала. Писала стихи». В 1922 году Благинина уехала в
Москву и поступила в Высший литературно-художественный институт. И снова –
нужда, бытовая неустроенность, бедность: «В Москве я оказалась без дома, без
денег, без работы». И вновь – поэтический энтузиазм: «Тогда впервые увидала и
услыхала Маяковского, Асеева, Пастернака, Сельвинского, Антокольского и др.». В Елене
Александровне открылось её подлинное призвание истинного детского поэта. Благодатью
веет от стихотворений Благининой, посвящённых и адресованных детям. Задушевные милые строчки словно бы
подтверждают фамилию их создательницы, корень которой – благо. У каждого
глубоко в душе берегутся благининские стихи как знак далёкого детства. Когда
вдруг всплывут они из тайников памяти, человек даже преклонного возраста
способен ощутить благость, непосредственность этих поэтических строк и на миг
превратиться в того ребёнка, каким он был когда-то давным-давно. Но, может
быть, забыл об этом, казалось бы, навсегда. Деревья
те, что мы любили, О благодатной
силе воспоминаний детства глубоко размышлял Ф.М. Достоевский (1821–1881),
который в собственной семье был прекрасным отцом, талантливым педагогом и
воспитателем, внимательным ко всем проявлениям детской натуры. Он делал всё,
«что можно бы сделать трудом и любовью, неустанной работой над детьми и с
детьми, всё, чего можно было бы достигнуть рассудком, разъяснением, внушением,
терпением, воспитанием и примером». Писатель знал, как много значат
воспоминания, вынесенные из детства, из родительского дома, поэтому так
заботился о накоплении светлых благих впечатлений в своих детях. «Сердечная,
всегда наглядная для них забота ваша о них, любовь ваша к ним согрели бы, как
тёплым лучом, всё посеянное в их душах, и плод вышел бы, конечно, обильный и
добрый», – обращался в «Дневнике
писателя» ко всем родителям Достоевский. Он воспринимал пору детства как
спасительную духовную ценность, способную повлиять на последующее развитие
человека и даже определить его судьбу: «Без святого и драгоценного, унесённого
в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек». О том же
говорит и любимый герой Достоевского в его последнем романе «Братья Карамазовы» (1881) Алёша
Карамазов, обращаясь к мальчикам-гимназистам: «Знайте же, что ничего нет выше,
и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь
воспоминание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам
много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое
воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и
есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек
на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется
в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение». Стихи
Благининой о детях и для детей дарят именно такие воспоминания. «Будьте как дети» – этот призыв
Христа продолжает оставаться вечно новым и актуальным, как и Новый Завет в
целом. В Святом Евангелии детская душевная чистота и естественность возносятся
на неизмеримо высокий духовный уровень по сравнению с мудрствованиями взрослых,
погружённых в губительное коловращение житейской «суеты сует». На вопрос Своих учеников: «кто больше в Царстве Небесном?» (Мф. 18: 1) – Христос даёт ответ,
казалось бы, парадоксальный: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не
будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это
дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Моё,
тот Меня принимает» (Мф. 18: 3–5). В системе христианских духовных
ценностей и евангельских антиномий последние становятся первыми, меньшие –
большими. Подобным было и
мирочувствование Благининой. Ей не по душе надменные расчётливые
умники-рационалисты, утратившие свет
духовный, не замечающие истинной красоты нерукотворного Божьего мира: Мне жаль суровых и надменных. Сама
поэтесса – в кругу тех, кто не утратил душевной ясности, по-детски чистого
восприятия жизни, сохранил Божьи заветы добра, красоты и правды и готов щедро
делиться ими, одаривая людей «цветами радости»: А мы, не мудрствуя лукаво, В благининском нелукавом творчестве дети обрели свой голос. Маленьким героям доверила поэтесса право самим рассказывать о себе и о том, что они видят, чувствуют, о чём думают, как постигают мир. Впервые русская лирика зазвучала такими чистыми, звонкими, неподдельными детскими голосами. Интуитивно чуткое проникновение в возрастную психологию, дар понимания души ребёнка, талант любви, которым от Бога изобильно была наделена Благинина, сделали возможным то, что в её стихах своим собственным языком заговорили и дошколята-малыши, и первоклашки, и ребятня постарше. «Посидим
в тишине» – пожалуй, самое известное из детских
стихотворений Благининой, любимое многими поколениями детей и мам. Девчушка –
хозяйка приутихших игрушек – вместе с ними замирает, оберегая мамин сон,
сдерживает свою энергию, желание поиграть, попеть. Всего лишь
единственная строка в начале стихотворения, снабжённая выразительным
многоточием: «Мама спит, она устала…» – говорит о многом, содержит, в том числе,
социально-политическое содержание. В стране Советов женщина должна была быть,
что называется, «многостаночницей»: работницей или колхозницей, ударницей труда на производстве,
общественницей вне работы, нередко участницей кружков художественной
самодеятельности, хранительницей семьи как «ячейки общества», примерной женой,
заботливой матерью. И, конечно, вечной труженицей в домашнем быту: кухаркой и
посудомойкой, швеёй и вязальщицей, гладильщицей и прачкой, горничной и
огородницей на подсобном земельном участке – всего не перечислить. Такое
положение дел никого не смущало. В те годы утверждалось: «Советская женщина должна
всё успевать!» Неудивительно, что в благининских стихах такую
женщину-мать, утомившуюся от бесконечной
круговерти забот и хлопот, сморил сон посреди бела дня – наверное, в
единственный её выходной. Заботливая дочка не позволила
шаловливому солнечному лучу потревожить маму, и говорящий лучик присмирел,
согласился, тоже проявил жалость и снисхождение: Луч метнулся по стене, В «Стихах о ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе» маленькая
героиня трогательно заботится о ёлочных игрушках, чтобы им
было удобнее, безопаснее; заводит с ними беседу: Люблю
я у ёлки одна посидеть.
Видя и слыша эту участливую
выдумщицу под новогодней ёлкой, поневоле
вспомнишь и свои ёлочные игрушки – фамильные, сохранившиеся ещё от бабушек и от
родителей. У кого из нас не дрогнет сердце при виде старинной ёлочной игрушки!
И тогда невозможно не согласиться со знатоком детских душ, великим
писателем-христианином, классиком мировой рождественской литературы Чарлзом
Диккенсом (1812–1870): «Ведь так отрадно порой снова стать хоть на время детьми!
А особенно хорошо это на Святках, когда мы празднуем рождение Божественного Младенца». | |||
Наверх |