«Много правды горькой и простой…» |
Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878) оставил нам замечательное художественное наследие, имеющее не только литературную ценность, но и поразительную историческую достоверность. Некрасовское лиро-эпическое творчество при всём его эстетическом своеобразии носит характер уникального документа. Это потрясающая правда о судьбе многострадальной
русской земли, о жизни русского народа-страстотерпца: Мы надрывались под зноем, под холодом, Грабили
нас грамотеи-десятники, Братья! Вы наши плоды пожинаете! Забывать это нельзя, невозможно. В
том числе для того, чтобы не считать тот самодержавно-бюрократический строй, ту
буржуазно-капиталистическую эпоху, антинародную сущность которой во всём её
безбожном безобразии раскрыл поэт, идеалом общественного устройства, как пытаются
преподносить её сегодня с самых высоких политических трибун и священнических
кафедр. Поделюсь своими личными впечатлениями
о преподавании курса истории литературы в средней школе и в вузе на протяжении
последних четырёх десятилетий и о восприятии молодыми людьми разных поколений
творчества Некрасова. Оно, по моим наблюдениям, никогда не вызывало ни
восторга, ни особого интереса у старшеклассников и студентов. Их отношение к некрасовской поэзии было
более чем сдержанным. И вот почему. Молодым людям советского времени,
которым внушалось: «Не надо печалиться,
вся жизнь впереди – надейся и жди», – эмоционально нелегко было читать стихи о
вековечных муках и страданиях, беспросветной нужде и лишениях простого народа,
об истерзанной русской земле: «И на
родимую землю мою Все накипевшие слёзы пролью…» («Саша» (1855) – 4, 10). Советскому человеку представлялось, что всё
это безысходное народное горе в нашей стране навсегда ушло в прошлое. Казалось
также, что это вовсе не подходящие мотивы для высокого искусства поэзии. Вместо
чарующей музыки лирических излияний наподобие фетовских: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…» – стихи Некрасова наполнены иными звуками, режущими сердце и слух нестерпимой
дисгармонией. Это «звуки барабанов, цепей, топора» (2, 152), скрипов, визгов, рыданий и
стонов: Но напрасно мужик
огрызается. По верному отзыву современного
Некрасову литературного критика М.А. Антоновича, поэт «не увлекал читателя
картинностью, яркостью красок и фантастическим очаровательным блеском, а скорее
убеждал его трезвою, простою правдою» [2].
Сам Некрасов говорил, что в этом <«много
Правды горькой и простой…» (2, 225). Он осознавал нетрадиционную
«непоэтичность» своих стихов: «Нет
в тебе поэзии свободной Мой суровый, неуклюжий стих…» (1, 162). Предвидя
упрёки в «прозаичности» основного объекта изображения в его лирике, Некрасов
обращается не только к современному ему поколению, но и словно бы к молодым
людям будущего, сознавая, что им также не придётся жить в процветающем
мире: Пускай нам говорит
изменчивая мода, Процвёл бы Божий мир!.. («Элегия» (1874) – 3, 151) И всё же
некрасовские стихи ни в коем случае нельзя назвать «неуклюжими». Современник поэта, литературный
критик-почвенник Аполлон Григорьев, восторгаясь высоким лиризмом стихотворений
Некрасова, обращался к нему: «Поэт! Поэт! Что же Вы морочите-то нас и
“неуклюжим” стихом, и “догоранием любви?” Глубокая любовь к почве звучит в
произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознаёт эту любовь» [3]. Некрасовское творчество – это настоящая
лирика, задушевная, чуткая, наполненная свежими, неожиданными образами.
Истинные шедевры, изумительные жемчужины русского поэтического искусства –
многие стихотворения и поэмы Некрасова, в том числе любимые с детства,
узнаваемые: «Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал
Топтыгин», «Крестьянские дети» (отрывок
«Мужичок с ноготок»), «Школьник», «Накануне Светлого праздника», «Забытая деревня» с её рефреном «Вот приедет барин…»; ставшие народными песнями «Коробейники» («Ой, полна,
полна коробушка…»), «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»); «Мороз, Красный нос» с гимном русской женщине «Есть
женщины в русских селеньях…»; «Влас», у которого «Сила вся души великая В
дело Божие ушла…», и другие. Народные
ходатаи за правду, с их общим на всех крестом тяжких страданий, в
хрестоматийном стихотворении «Размышления
у парадного подъезда» (1858) глубоко в подтексте лирической образности
уподоблены распятому Христу («крест» и «кровь»): Загорелые
лица и руки, Армячишка
худой на плечах. По
котомке на спинах согнутых, Крест
на шее и кровь на ногах, В самодельные лапти обутых. (2, 47) Но у власть имущих – тех, к кому идут на поклон в поисках справедливости странники, – «на шее нет креста» В груди у них нет душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста! («Кому на Руси жить хорошо» (1878) – 5, 156) Крестьянских
ходоков с их неизбывным горем, с извечными нерешёнными проблемами не допустили
к высокопоставленной персоне даже на порог (в наше время простым людям также нереально
добиться аудиенции у первых лиц хотя бы муниципального уровня, не говоря уже о
региональном и тем более – федеральном): И
пошли они, солнцем палимы, Повторяя:
«Суди его Бог!», Разводя
безнадёжно руками, И,
покуда я видеть их мог, С непокрытыми шли головами… (2, 48) Человеком «с народным
сердцем» [4]справедливо называл Некрасова критик Аполлон Григорьев. В многоголосом хоре
народных стонов: За
заставой, в харчевне убогой Всё
пропьют бедняки до рубля И
пойдут, побираясь дорогой, И застонут… Родная земля!
Назови
мне такую обитель, Я
такого угла не видал, Где
бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал? (2, 49) – громко звучит стон сердца самого поэта: Надрывается сердце от
муки, Плохо верится в силу
добра, Внемля в мире царящие
звуки Барабанов, цепей, топора.
(«Надрывается сердце от муки…» (1863) – 2, 152) Стенания и стоны захлестнули всю
русскую землю. Всеобщий стон
измученного народа в
финале «Размышлений у парадного подъезда» усилен многократным строфическим
повтором. Анафора «Стонет он…» в
предельном эмоционально-смысловом выражении передаёт великую скорбь всей
народной России: «великою скорбью
народной Переполнилась наша земля», – а не только частное горе каждого без исключения простого
человека: Стонет
он по полям, по дорогам, Стонет
он по тюрьмам, по острогам, В
рудниках, на железной цепи; Стонет
он под овином, под стогом, Под
телегой, ночуя в степи; Стонет
в собственном бедном домишке, Свету
Божьего солнца не рад; Стонет
в каждом глухом городишке, У подъезда судов и палат. (2, 49) К «властителям и судиям» обращает поэт свой праведный гнев, когда
рисует образ одного из «вершителей» судеб страны, обрекающего народ на
страдания: Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках, И несут эти люди безвестные Неисходное горе в сердцах. Что тебе эта скорбь вопиющая, Что тебе этот бедный народ? Вечным праздником быстро бегущая Жизнь очнуться тебе не даёт. (2, 48) В своих тягостных «Размышлениях…» о будущем народа
Некрасов не был оптимистичен: Где
народ, там и стон… Эх, сердечный! Что
же значит твой стон бесконечный? Ты
проснешься ль, исполненный сил, Иль,
судеб повинуясь закону, Всё,
что мог, ты уже совершил, – Создал
песню, подобную стону, И духовно навеки почил?.. (2, 49) В социалистическую эпоху с её
чаяниями скорого светлого будущего, которое будто бы вот-вот должно наступить,
нужно только ещё больше усилий, ударного труда, побольше энтузиазма в
строительстве коммунизма, в эту эпоху тема беспросветных народных страданий отходила на второй
план. Обществу дали надежду, поманили призрачным коммунистическим идеалом (сами
основатели учения Маркс и Энгельс
говорили именно о призраке: «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма»). Ради этого призрака
люди в СССР готовы были выносить всё тот же тяжкий рабский труд на заводах и
фабриках, в колхозах и совхозах, на «стройках века». И не просто
самоотверженно, с полной самоотдачей, а именно радостно, окрылённо, всё с той
же «мечтой-идеей». Да и стихи, песни
были под стать: Я
там, где ребята толковые, Я
там, где плакаты «Вперёд», Где
песни рабочие новые Страна трудовая поёт. Через несколько десятков лет все
героические трудовые достижения советских людей были практически уничтожены.
Заводы, фабрики в городах, сельскохозяйственные предприятия, животноводческие
фермы, машинно-тракторные станции в сёлах были закрыты, разрушены. Русские деревни с их некогда кипучей, деятельной
жизнью обезлюдели, вымерли... Результатами неимоверных усилий трудового народа
воспользовалась кучка новых «хозяев жизни», безбожников-инородцев. Когда весь Советский Союз распевал: «Веселей, ребята, выпало нам Строить путь
железный, а короче – БАМ», никто не вспоминал некрасовские строки: Да
не робей за отчизну любезную… Вынесет
всё – и
широкую, ясную Предсказание о русском трудовом
народушке, о недостижимой для него«прекрасной поре» сохраняет свою актуальность до сего времени. В
стихотворении «Железная дорога» поэт
обращался к маленькому мальчику Ване и говорил, что даже ему не суждено будет
увидеть чаемого светлого будущего. Вслед за Некрасовым спустя двести лет мы всё
так же можем повторить нашим детям и внукам: «Жаль
только – жить в эту пору прекрасную Уж не придётся – ни мне, ни тебе». Современники поэта
воспринимали его произведения как манифест революционной демократии, призыв к
национально-освободительной борьбе. Некоторым читателям прежде и сейчас (хотя
многие ли теперь читают Некрасова?) его стихи казались излишне назидательными,
тенденциозными. Однако элемент дидактизма в лирике вызван ничем иным, как всепоглощающей
любовью Некрасова к народу. В сложном эмоционально-смысловом комплексе
соединялись у поэта-гражданина пламенная любовь к измученной Родине и жгучая
ненависть к её угнетателям: И веря и не веря
вновь Мечте высокого
призванья, Он проповедует
любовь Враждебным словом отрицанья, – И каждый звук его речей Со всех сторон его клянут («Блажен незлобивый поэт…» (1852) – 1, 98) Именно такая «любовь-ненависть» воодушевляла
Некрасова, служила источником вдохновения, что и обусловливало неповторимое идейно-художественное своеобразие его
произведений. Муза поэта на протяжении всего его творческого пути – родная
сестра страдающего народа. Такой она была в 1840-е годы («Вчерашний день, часу в шестом…» (1848)): Вчерашний день, часу в шестом Ни звука из ее груди, Такой же «сестрой
народа» оставалась некрасовская Муза и спустя тридцать лет, до конца 1870-х
годов: Не русский – взглянет без любви («О Муза! я у двери гроба!» (1877) – 3, 218) и до последнего вздоха поэта: Приди, закрой глаза поэта На вечный сон небытия, Сестра народа – и моя! («Музе» (1876) – 3, 183) В романе «Три страны света» (1848) Некрасов
выразил мысль о том, что всецелая увлечённость творца идеей предопределяет
также высокую художественность его творения: «Когда художник до такой степени
проникнут своей идеей, что не расстаётся с ней ни на минуту, что бы ни делал, о
чём бы ни говорил, – верный признак, что произведение будет хорошо» [5].
В унисон звучат знаменитые строки некрасовской «Элегии» (1874): Я лиру посвятил народу своему. Быть
может, я умру, неведомый ему, Но
я ему служил – и сердцем я спокоен… Пускай
наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… (3, 151) Духовное родство с народом,
любовь к нему была не просто идеей, но являлась также глубоко личным чувством
Некрасова. Это заметил и верно выразил его ровесник Фёдор Михайлович
Достоевский (1821–1881): «любовь к народу была
у Некрасова как бы исходом его
собственной скорби по себе самом. <…>В служении сердцем своим и талантом своим он находил всё своё очищение перед
самим собой. Народ был настоящею внутреннею потребностью его не для одних
стихов. В любви к нему он находил своё оправдание. Чувствами своими к народу он
возвышал дух свой. <…> В любви к народу он находил нечто незыблемое,
какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то стало
быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться»[6]. Первое оригинальное
произведение Достоевского – роман «Бедные
люди» (1846) –было опубликовано в «Петербургском
сборнике», собранном и изданном Некрасовым. «Новый Гоголь явился», – с
таким восторгом отозвался поэт о рукописи никому неизвестного тогда Достоевского,
направившего свой писательский талант на защиту «бедных людей», «униженных и
оскорблённых». Их жизнь сам Некрасов знал не понаслышке. Лишённый какой бы то ни
было материальной поддержки за то, что посмел ослушаться деспота-отца,
прочившего сыну карьеру на военной службе, поэт уже в юности на своём
собственном горьком опыте познал ужасы нищеты, голода, беспросветной нужды.
Молодой человек в свои неполные 17 лет, вопреки родительской воле, летом 1838
года уехал из родного имения Ярославской губернии в Петербург, чтобы заняться в
столице литературой – делом, к которому
чувствовал пылкое внутреннее призвание. Но поначалу юноше пришлось вести жизнь
литературного подёнщика, чуть ли не раба: за жалкие гроши писать всё, что
только можно было хотя бы где-нибудь опубликовать. Позднее в романе «Три страны света», написанном
совместно с его гражданской женой А.Я. Панаевой, Некрасов нарисовал образ
тупого, жадного и высокомерного издателя, который с презрением прогоняет нищего
молодого литератора, даже не удосужившись прочитать его произведение. Без
сомнения, в этой сцене унижения начинающего писателя много
автобиографического: «мальчишка какой,
который с голоду пишет в шестом этаже <…> Да ведь он сам виноват. Приходит
бледный, мизерный такой, жмётся, запинается, точно сейчас уличили его, что он
платок из кармана украл… “Где вы служите?” – спрашиваю я. – Нигде, – говорит.
“Какой ваш чин?” – Никакого, – говорит. <…> Ну, каков литератор?
<…> – Какая же причина, – говорит, – вашего отказа? – Я рассмеялся. “Ну,
какая причина? Ты, любезнейший, посмотри на себя, – говорю, – так и увидишь,
какая причина”» (164–165). В стихотворении «Праздник
жизни – молодости годы…» (1855) поэтписал о себе: Праздник
жизни – молодости годы – Я
убил под тяжестью труда И
поэтом, баловнем свободы, Другом лени – не был никогда. (1, 162) Некрасов говорил о том
времени: «Господи, сколько
я работал. Уму непостижимо, сколько я работал». Но этот тяжкий труд не приносил
ни морального удовлетворения, ни хотя бы скромного достатка. Некрасов вспоминал
о начале 1840-х годов: «Это было самое горькое
время. Ровно три года я чувствовал себя каждый день голодным. Не раз доходило
до того, что я отправлялся в один ресторан, где дозволялось читать газеты, даже
если ничего и не спросил для себя. Возьмёшь, бывало, газету, а сам пододвинешь
к себе тарелку с хлебом и ешь». Даже в морозные зимы поэт носил тонкое холодное
пальто, ночевал на чердаках, на личном опыте познал жизнь петербургских
трущоб. Роман «Три страны
света» открывается эпизодом, возможно,
связанным с подлинной биографией Некрасова. В комнатушке главного героя Тимофея Каютина – бедного
молодого дворянина – ранним утром 183⃰ года домохозяин выставил оконную раму, пока постоялец спал, чтобы
хорошенько проморозить его и таким образом понудить жильца погасить долг по
квартирной плате. Множество других автобиографических реалий, даже до
мельчайших деталей, также вовлекаются в повествование: «Каютин отыскал старое
пальто, <…> которое, впрочем, оказалось хоть куда, только петли прорваны»
(33). Тем не менее «школа бедности» (243) не сломила Некрасова, а
только укрепила его духовную решимость не оставлять избранного пути: «Я дал
себе слово не умереть на чердаке. Нет, – думал я, –будет и тех, которые погибли прежде меня, – я пробьюсь во что бы то ни стало». Так же настроен
его герой Каютин: «Я соберу все мои силы, – буду работать без сна и без
отдыха, добьюсь, что жизнь наша будет обеспечена, счастье наше будет упрочено»
(28), – клянётся он любимой девушке. В прямом смысле без сна и без отдыха работал
сам Некрасов: «Я, бывало, запрусь, засвечу огни и пишу, пишу. Мне случалось
писать без отдыху более суток. Времени не замечаешь, никуда ни ногой, огни
горят, не знаешь, день ли, ночь ли; приляжешь на час, другой и опять за то же…» Слово, данное самому себе: выбиться из нищеты, реализовать
свой талант «во что бы то ни стало», – Некрасов
сдержал: Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза: Чрез бездны тёмные насилия и зла, Труда и голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила… («Муза»(1852) – 1, 100) Он стал первостепенным поэтом, знаменитым издателем,
редактором и автором легендарных журналов «Современник»и «Отечественные записки» –сверхпопулярных в России середины XIX века. В них Некрасов
сумел сплотить наилучшие литературные силы страны, среди которых были Ф.М.
Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, М.Е.
Салтыков-Щедрин. Наконец, Некрасов заработал свой вожделенный «миллион», который грезился ему ещё в
годы голодной юности. Некоторые отзвуки жизненного пути поэта слышны в строфах
его «современной баллады» «Секрет» (1855): Огни зажигались вечерние, В руках была палка предлинная, Ни денег, ни званья, ни племени, Впрочем, в этой балладе представлена совсем другая история –
предсмертная исповедь, позднее раскаяние старого богача-скряги, который нажил
своё состояние воровством и грабежами. В некрасовском творчестве показано, что в России это самый
обычный и привычный путь первоначального сколачивания капиталов: Где сплошь да рядом – видит
Бог! – Лежат в основе состоянья Два-три фальшивых завещанья, Убийство, кража и поджог! («Современники» (1875) – 4, 240) Один из антигероев
сатирической поэмы «Современники» с
говорящей фамилией Зацепин в порыве запоздалой откровенности, когда сам же он
явился причиной гибели своего единственного сына, признаётся: Я – вор! Я – рыцарь шайки той Из всех племён, наречий, наций, Что исповедует разбой Под видом честных спекуляций! <…> Добычу зорко карауля, Где в результате – миллион Или коническая пуля! (4, 240) Возвращаясь
к разговору о современном восприятии поэта студентами филологического
факультета (другие вряд ли читают Некрасова), надо отметить весьма
показательную особенность. Нынешним молодым людям его творчество уже не кажется
архаичным, устаревшим, как представлялось молодёжи в советский период.
Наоборот, познакомившись с поэмой «Современники»сегодня, юноши и девушки единодушно подтверждают своё впечатление некой
удивительной «машины времени»: то ли мы переместились в эпоху, описанную
Некрасовым, то ли он перенёсся в день нынешний и является нашим современником,
очевидцем происходящего в России здесь и сейчас, изображая в точности эпоху
дикого капитализма. Поэма
открывается меткой характеристикой этой эпохи. Подмечено и выражено настолько
верно, что некрасовские слова сразу же стали универсальной крылатой фразой: Я книгу взял, восстав от сна, И прочитал я в ней: «Бывали хуже времена, Но не было подлей». (4, 187) В «Современниках» представлен целый свод «новейших господ». Это буржуа, капиталисты, ростовщики-банкиры, коррумпированная государственная администрация с армией жадных чиновников, сословие так называемых благородных, продавших честь и совесть ради преступной наживы: Грош
у новейших господ Выше
стыда и закона; Нынче
тоскует лишь тот, Кто не украл миллиона. (4, 241) Все
они видят свой идеал не в России, а в «американской мечте» о быстром
обогащении: Бредит
Америкой Русь, К
ней тяготея сердечно… Шуйско-Ивановский
гусь — Американец?..
Конечно!
Что ни попало –
тащат, «Наш идеал, –
говорят, – Заатлантический
брат: Бог его – тоже
ведь доллар!..» (4, 241) Поклоняясь
золотому тельцу: «идеал их – телец
золотой» (2, 236), – истинного
Бога они чтут только ханжески. Так, «миллионщик-мукомол», привыкший умасливать
остатки нечистой совести псевдорелигиозным благочестием, подобные советы
раздаёт также своим преступным собратьям: Чтобы совесть успокоить, Поговей-ка ты постом, Да советую устроить Богадельный дом.
Перед ризницей святою В ночь лампадки зажигай, Да получше, без отстою, Масло наливай! (4, 242–243) В сатирической поэме изобличена целая галерея таких лихоимцев. Среди них – персонаж с весьма характерной фамилией – Савва Антихристов. Его сообщник, такой же пособник антихриста – садист-мироед, «купчина толстопузый» с фамилией, не менее говорящей: Подошёл и Фёдор Шкурин. Ты ребёнком драл щетину Ещё один из когорты
«денежных мешков» беззастенчиво бахвалится: Уж лучше бить, чем битым быть, Уж лучше есть арбузы, чем солому… Сознал ты эту аксиому? Так, стало, не о чем тужить!(4, 247) Эти алчные, прожорливые
вурдалаки, сосущие народную кровь, заглатывающие в свои адские утробы достояние
и богатства России, не насытятся
никогда, у них «иные аппетиты»: И то уж хорошо, что выиграл ты бой… Толпа идёт избитою тропой; Рабы довольны, если сыты, Но нам даны иные аппетиты…
Утрой гортань! Учетвери мой разум! Дай ножницы такие изобресть, Чтоб целый мир остричь вплотную разом (4, 247) Здесь и
«жиды-банкиры» (4, 245), исполняющие свою «Еврейскую
мелодию». В ней подаются «толковые советы», как избежать ответственности,
проворовавшемуся грабителю государственной казны: Денежки есть – нет беды, Денежки есть – нет опасности Вытрите слёзы свои, Преодолейте истерику. Вы рассчитайте людей, Брови… Оденьтесь тепло. Вы до Кронштадта на катере, Вы на корабль… под крыло Денежки – добрый товар, – О чужеродном кабальном иге, опутавшем
Россию, настоятельно предупреждали Святые отцы – христианские подвижники. «Видимыми бесами» назвал иудеев в V веке
святитель Кирилл, патриарх Александрийский; «самые души иудеев есть жилища
демонов», – утверждал святитель Иоанн Златоуст. В
Евангелии от Иоанна повествуется, как Господь Иисус Христос обличал сатанизм
иудеев: «Ваш отец диавол; и вы хотите
исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8: 44); «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не
от Бога» (Ин. 8: 47). От общения
с подобными безбожниками предостерегал
апостол Павел: «Не преклоняйтесь под
чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего
у света с тьмою?» (2 Кор. 6: 14) Современник Некрасова, великий
русский писатель Николай Семёнович Лесков в романе «На ножах» разоблачил один
из распространённых способов многовековой массовой мимикрии противников Христа,
подобных еврею Тихону Кишенскому – экс-нигилисту, жадному и хитрому ростовщику,
мошеннику, продажному журналисту, вероломному интригану, шпиону, «полицианту»,
подлецу и предателю – словом,
«деятелю на все руки». Таким, как он,
«нужен столбовой дворянин», в том числе и для того, чтобы под прикрытием славянских,
особенно знатных, фамилий пробираться на руководящие должности, занимать
ключевые посты в государственных, коммерческих, религиозных, общественных
учреждениях России с целью кабалить, разлагать и уничтожать коренное население
страны, глумясь над его христианскими идеалами и православной верой; маскируясь
русскими именованиями и вывесками; снаружи рядясь в овечьи шкуры, будучи
изнутри волками; фарисейски прикрываясь благими целями доброделания, безбожно
обогащаться, получать свои барыши, выгоды, прибыли и сверхприбыли, служить не
Богу, а мамоне. В одной компании с грабителями и коррупционерами – видный государственный деятель, носящий личину неподкупного борца с коррупцией: Гонитель
воров беспощадный, Блистающий
честностью муж Ждёт
случая хапнуть громадный, Приличный амбиции куш! (4, 242) Все они
чувствуют себя героями, «триумфаторами»(глава «Юбиляры и триумфаторы»), торжествующими «блестящую победу» в
ограблении России: Мелькают
крупные слова: «Герою
много лет…» «Ликуй,
Орёл!..» «Гордись, Москва!» «Бердичеву привет…» (4, 188) Ужасающе омерзительны паразитирующие на жизни страны и народа эти ликующие упыри. Общения с ними надо чуждаться, подобно тому, как следует избегать малейшего соприкосновения с гнусными тварями, мерзкими ядовитыми гадами: Прочь! Гнушаюсь
ваших уз! Проклинаю процветающий, Всеберущий, всехватающий, Всеворующий союз!.. (4, 245) «Струны карающей лиры»(2, 231) в оригинальной
мозаике поэмы задевают и «военных чинов»,
и «статских тузов», и «безличную сволочь салонов» (2, 232) – «Общество
пёстрое: франты, гусары, И генерал, и банкир, и кулак» (4, 204) – всех, у кого на уме только деньги,
нажива, капитал, стремление к безумной роскоши: Каждый графом живёт: Дай квартиру в пятьсот, Дай камин и от Тура кушетку. Одевает жену – Так, что только ну, ну! И публично содержит лоретку! («Финансовые соображения» (1861) – 2, 102) В поэме «Балет»(1866) Некрасов изобличает тлетворную атмосферу духовно-нравственного
разложения, распада человеческих связей, физического вырождения: Разорило
чиновников чванство, Прожилась за границею
знать, Отчего оголело
дворянство, Неприятно и речь затевать! (2, 233) Всеобщая продажность как следствие маниакальной
одержимости идеей обогащения любыми путями доходит до крайних пределов. Даже
молодые люди – и юноши, и барышни – готовы выставлять себя, свою юность на
продажу. Но богатых дряхлых покупателей – охотников до такого «товара» – ещё требуется поискать: Тщетно юноши рыщут по
балам, Тщетно барышни рядятся в
пух – Вовсе нет стариков с
капиталом, Вовсе нет с капиталом
старух! (2, 233) Солидные капиталы в России, конечно, есть.
Только сосредоточены они в руках у немногих: Есть в России ещё
миллионы, Потребительским
товаром также становится женская красота. Позавидуй! Эффект чрезвычайный! Бриллианты, цветы, кружева, Доводящие ум до восторга, И на лбу роковые слова: «Продаётся с публичного торга!» («Убогая и нарядная» (1857) – 2, 40) Представительницы
прекрасного пола, напрочь лишённые возвышенных чувств, мечтают не о любви, а
том, как бы продать свою красоту подороже: Вообще в бельэтаже сияло Со времени создания этих
некрасовских произведений с их социально-политической аналитикой словно ничего
не изменилось. Поэт живёт в двух эпохах: в конце XIX-го века и в веке XXI-м.
По-прежнему в России: Администрация – берёт И очень скупо выпускает, Плутосократия дерёт И ничего не возвращает («Что нового?» – 3, 221) Всё так же страна в глубоком финансовом кризисе: Из столиц каждый час Весть доходит до нас Про какой-то финансовый кризис. Эх! Вольно ж, господа, Вам туда и сюда Необдуманно деньги транжирить. («Финансовые соображения» (1861) – 2, 100) >Процветания,
обновления народной жизни к лучшему не замечается нигде и, по всей видимости,
ждать его в скором будущем глупо: Что ж я не вижу следов
обновленья В бедной отчизне моей?
Те же напевы, тоску
наводящие, С детства знакомые нам,
И о терпении новом
молящие Те же попы по церквам.
В жизни крестьянина,
ныне свободного, Бедность, невежество,
мрак. Где же ты, тайна
довольства народного? Ворон в ответ мне
прокаркал: «дурак!» («Время-то есть, да писать нет возможности…» (1876) – 3, 173) Тех, кто ратует за
идеалы «любви, свободы, мира» в «век крови и меча» становится всё
меньше: Где вы – певцы любви,
свободы, мира И доблести?.. Век «крови
и меча»! На трон земли ты посадил
банкира, Провозгласил героем
палача… («Поэту (Памяти Шиллера)» (1874) – 3, 166) При таком
социально-политическом устройстве, когда «Душно!
Без счастья и воли Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли? Чаша с краями
полна!» (3, 64) –культивируются
провокации, доносы, предательство: В наши дни одним шпионам Безопасно, как воронам В городской черте. («Праздному юноше» – 3, 225) Люди, неравнодушные к судьбе родины и народа, практически лишены возможности собраться с силами. Поле деятельности для честных и активных ограничено репрессивными механизмами, запущенными властью в полную силу: За желанье свободы народу Потеряем мы сами свободу, За святое стремленье к добру, – Нам в тюрьме отведут конуру. («За желанье свободы народу…» – 3, 228) Боль об истерзанном
народе и о замученных его защитниках наполняется в некрасовской лирике
молитвенным пафосом: Войди! Христос наложит руки И снимет волею святой С души оковы, с сердца муки И язвы с совести больной… Я внял… я детски умилился… И долго я рыдал и бился О плиты старые челом, Чтобы простил, чтоб заступился, Чтоб осенил меня крестом Бог угнетённых, Бог скорбящих, Бог поколений, предстоящих Пред этим скудным алтарём! («Тишина» (1857) – 4, 52) Это общая молитва с
народом – едиными усты и единым сердцем:
Всё население, старо и молодо, С плачем поклоны кладёт, О прекращении лютого голода Молится жарко народ.
Редко я в нём настроение строже И сокрушённей видал! «Милуй народ и друзей его, Боже! – Сам я невольно шептал. –
Внемли моление наше сердечное О послуживших ему… Об осуждённых в изгнание вечное, О заточённых в тюрьму,
О претерпевших борьбу многолетнюю И устоявших в борьбе, Слышавших рабскую песню последнюю, Молимся, Боже, Тебе». («Молебен» (1876) – 3, 181) В стихотворении «Пророк»(1874) Некрасов создал идеальный
образ выдающегося общественного деятеля – отважного борца со злом и с несправедливостью. Это не портрет
Н.Г. Чернышевского (как учили в советской школе), а поэтическое выражение
гражданского идеала. Однако земной путь такого пророка, отважно несущего заповеди Христа, – это крестный путь. Он
исполнен страданий, заканчивается трагически, подобно земному пути Господа на
Голгофе: Его ещё покамест не распяли, Но час придёт – он будет на кресте; Его послал Бог гнева и печали Рабам земли напомнить о Христе. (3, 154) Лирического героя
некрасовской поэзии восхищает способность к самоотверженному служению Истине.
Эта судьба представляется возвышенной и завидной: Есть
времена, есть целые века, В
которые нет ничего желанней, Прекраснее – тернового венка…(«Мать» (1868) – 3, 62) Но в себе самом поэт не
находил достаточно сил, чтобы разделить такую судьбу. Оттого испытывал он настоящую духовную скорбь, постоянные укоры
совести: Узы дружбы, союзов сердечных – Всё порвалось: мне с детства судьба Посылала врагов долговечных, А друзей уносила борьба.
Песни вещие их не допеты, Пали жертвой насилья, измен В цвете лет; на меня их портреты Укоризненно
смотрят со стен. («Скоро стану добычею тленья…» (1876) – 3, 176) Некрасову всегда
казалось, что для родины и народа он сделал слишком мало – и в творческом
плане, и в общественно-политической жизни: «Мне
борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть бойцом» («З<и>не» (1876) – 3, 175).Наделённый даром неумолкающей совести, он скорбел и «по себе самом» (согласно чуткому замечанию Достоевского), по
своему собственному несовершенству: Любовь и Труд – под грудами развалин! Куда ни глянь – предательство, вражда, А ты молчишь – бездействен и печален, И медленно сгораешь от стыда.
И Небу шлёшь укор за дар счастливый: Зачем тебя венчало им оно, Когда душе мечтательно-пугливой Решимости бороться не дано?.. («Поэту» (1877) – 3, 302) Зинаида Гиппиус в работе «Загадка Некрасова» (1938) справедливо и тонко отмечала, что
поэту «был послан великий дар – Совесть,
если в песнях его плачет она, и ею терзались его душа и тело. Не она ли
подсказала – не уму, а сердцу его, что не
нужно оправданья, нужно прощенье?» [7] Пусть не забывают об этом
те «радетели», которые даже и сегодня
пытаются чернить имя великого Поэта, жонглируя фактами его частной жизни и
оставляя в стороне его творческий подвиг: Много, я знаю, найдётся радетелей, Все обо мне прокричат, Жаль только, мало таких благодетелей, Что погрустят да смолчат. («Угомонись, моя Муза задорная…» (1876) – 3, 177) К «остервенелой толпе» злопыхателей, готовых побивать камнями за каждый нетвёрдый шаг или неверный «лиры звук», но забывающих о Христовой заповеди: «кто из вас без греха первый брось <…>камень» (Ин. 8: 7), обращался Некрасов в стихотворении «Зачем меня на части рвёте…»(1867): «Не оправданий я ищу, Я только суд твой отвергаю» «Некрасов никогда, ни перед кем и ни в
чём, не оправдывался: он только просил прощенья. Родине, друзьям,
врагам, любимой женщине он говорил “прости”! “Прости” было и последним,
невнятно прошёптанным словом его перед кончиной» [8].
Как лирическое заклинание звучит шедевр некрасовской любовной лирики из «Панаевского
цикла» стихотворений: Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, – Не помни бурь, не помни слёз, Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, – Благослови и не забудь! («Прости» (1856) – 2, 30) Ещё в ранней молодости поэт задумывался о том,
как совершится последний исход от земной жизни. В юношеский сборник
стихотворений Некрасова «Мечты и звуки» было
включено послание «Смерти» (1838).
17-летнему поэту мечталось, чтобы при переходе к «жизни неземной» душа была свободной от греховной суетности,
молитвенно настроенной, чистой: Не приходи в часы
волнений, Приди ко мне в
часы забвенья Когда я мыслью
улетаю Я близок к Небу –
смерти время! Спустя 40 лет после этих
стихов жизненный круг замкнулся. Прежде чем перейти в жизнь вечную (Ин. 12: 50) Некрасов претерпел длительное мучительное
умирание от тяжёлой болезни: Двести уж дней, Двести ночей Муки мои продолжаются; Ночью и днём В сердце твоём Стоны мои отзываются («З<и>не» (1876) – 3, 179) В перерывах между
приступами нестерпимой боли поэт и на смертном одре продолжал творить. Его цикл
«Последние песни» (1876–1877) – это
не только хроника течения смертельной болезни, физических и нравственных
мучений страдальца: Непобедимое страданье, Неутолимая тоска… Влечёт, как жертву на закланье, Недуга чёрная рука. (3, 203) Здесь слышится и
своеобразное «самоотпевание» поэта: Скоро стану добычею тленья. Тяжело умирать, хорошо умереть; Ничьего не прошу сожаленья, Да и некому будет жалеть. (3, 176) В полный голос звучат
мотивы исповедальные, покаянные: О Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват, Пусть увеличит во сто
крат Мои вины людская
злоба – Не плачь! Завиден жребий
наш <…> («О Муза! я у двери гроба!..» (1877) – 3, 218) В то же время Некрасов
сохраняет стойкость и мужество, проявляет необыкновенную силу духа: Борюсь с мучительным недугом, Уж я знавал такие грозы; («Вступление к песням 1876–1877 годов» – 3, 184) С исключительным
лирическим проникновением обращается поэт к Родине, которой служила его Муза,
смиренно испрашивая прощения: «За каплю
крови, общую с народом, Мои вины, о Родина! прости!..» (3, 41) – и последнего благословения: Много истратят задора горячего Все над могилой моей. Родина милая, сына лежачего Благослови, а не бей!.. («Угомонись, моя Муза задорная…» (1876) – 3, 177) «Венец любви, венец прощенья, Дар кроткой
Родины твоей…»(«Баюшки-баю»(1877) –3, 204) поэту был ниспослан. Поразительно,
что похоронные мотивы «самоотпевания» слились у Некрасова с мотивами
оптимистичными, жизнеутверждающими: Устал я, устал я… мне время уснуть, Торжествующий
голос поистине пасхального Воскресения, победного возрождения также в полную
силу звучит в «Последних песнях»Некрасова: Так запой, о поэт! Чтобы всем матерям На Руси на Святой, по глухим деревням, Было слышно, что враг сокрушён, полонён, А твой сын –невредим, и победа за ним, Не велит унывать, посылает поклон. («Так запой, о поэт!..» (1877) – 3, 212) В вершинном произведении
своего творчества – эпической поэме «Кому
на Руси жить хорошо», которую
поэт писал до последних дней своих, но она так и осталась незавершённой,
Некрасов создал удивительно яркий и цельный образ русского народа – не только
мученика и страстотерпца, но и могучего богатыря, исполненного физических и
духовных сил, истинного христианского
духа свободы. Таков столетний Савелий,
богатырь святорусский: Уйдёт в свою
светёлочку, Читает Святцы,
крестится, Да вдруг и скажет
весело: «Клеймёный, да не раб!»... – весьма поучительный
образ для затейников современных «меток», «штампов», «кодов», возжелавших
поставить на людей рабское «клеймо», как
на товар. Горячую веру в силу и
мощь русского народа, в счастливое будущее России:«Свободной, гордой и счастливой Увидишь родину свою»(3, 204) – выразил Николай
Алексеевич Некрасов: Ещё народу русскому Пределы не поставлены: Пред ним широкий путь!
Будем
верить и мы…
[1] Некрасов Н.А. Железная дорога // Некрасов Н.А. Собр.
соч.: В 15 т. – Л.: Наука, 1981– 2000. – Т. 2. – С. 169–170. Далее ссылки на
это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы. [2] Антонович М.А. Несколько слов о Николае Алексеевиче
Некрасове, 1878 // Русская критика XVIII–XIX веков. – М.: Просвещение, 1978. – С. 381. [3] Григорьев А. Стихотворения Н. Некрасова // Григорьев
А. Литературная критика. – М.: Худож. лит., 1967. – С. 486. [4] Там же. – С. 458. [5] Некрасов Н.А., Панаева А.Я. Три страны света. –
Курск, 1960. – С. 243. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с
указанием страниц. | |
Наверх |