Владеть ценным сокровищем |
22.08.2024 г. | |
С 27 августа по 1 декабря 2024 года в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля пройдет выставка «Владеть ценным сокровищем. Русский рисунок и акварель XVIII — начала XX века из коллекции музея». Выставка широко знакомит зрителя с оригинальной графикой замечательных русских мастеров второй половины XVIII — начала XX века. Она включает свыше 70 произведений – подготовительные эскизы, натурные зарисовки и академические штудии, законченные станковые композиции, театральную графику, созданные в различных техниках: графитный и угольный карандаши, сангина, пастель, акварель, гуашь и многие другие. Некоторые из работ прошли серьезную реставрацию и будут впервые представлены публике. Экспозиция построена
по хронологическому принципу и включает три тематических раздела. Первый из них
посвящен русскому рисунку второй
половины XVIII – первой половины XIX века и во многом связан с
деятельностью Императорской Академии художеств, ориентированной на каноны
классической красоты Античности и Возрождения. На примере рисунка «Натурщики»
(вторая половина XVIII века), предположительно авторства Антона Павловича
Лосенко, а также работ Николая Павловича Шлейна, выполненных в конце XIX века,
можно говорить о достижениях русской академической школы и ее выдающихся
мастерах. Безусловный интерес представляют произведения выдающихся мастеров
первой половины XIX столетия: Александра Осиповича Орловского, Федора
Антоновича Бруни, Максима Никифоровича Воробьёва. Значительное место
в коллекции оригинальной графики занимают акварели
и рисунки русских мастеров, созданные во второй половине XIX века. Их отличает тематическое разнообразие и реалистическая
манера исполнения. В числе таких работ «Черкес, скачущий на лошади» (1870)
Петра Петровича Соколова; акварели одного из учредителей Общества русских
акварелистов Луиджи (Людвига Осиповича) Премацци, а также мастерски выполненные
листы его выдающегося ученика Альберта Николаевича Бенуа. Особо хочется
отметить акварель «Привал охотников» (1886) кисти известного
художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского, рисунки Константина Яковлевича Крыжицкого
«Пейзаж с рекой» (1893) и «Лес зимой» (1906) и, конечно, работы «богатыря
русского леса», одного из лучших рисовальщиков в России Ивана Ивановича Шишкина. Один из самых
ярких разделов экспозиции посвящен графике
Серебряного века (рубеж XIX–XX веков). Здесь зрители смогут познакомиться с
творчеством целой плеяды выдающихся русских художников: Александра Николаевича
Бенуа, Николая Константиновича Рериха, Филиппа Андреевича Малявина, Константина
Федоровича Юона и многих других. Здесь же представлены эскизы костюмов и декораций, исполненные в начале XX столетия создателями сценографии знаменитых оперных и
драматических спектаклей: Александром Яковлевичем Головиным, Иваном Яковлевичем
Билибиным, Петром Борисовичем Ламбиным. Произведения оригинальной графики этого
периода демонстрируют новые мировоззренческие подходы к изображению окружающего
мира. Стилистика этих работ органично вписывалась в эстетику модерна –
последнего большого стиля в русском искусств. Поистине звездный состав выставки ярко иллюстрирует гениальное высказывание Микеланджело: «Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем…». Но и сама русская оригинальная графика, безусловно, «ценное сокровище», которым по праву гордится Музей имени М. А. Врубеля.
| |
Наверх |