Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней |
С 19 октября 2024 года по 26 января 2025 года в Доме русского зарубежья (Москва) будет проходить выставка «Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней», приуроченная к 150-летию со дня рождения одного из самых самобытных художников русского зарубежья. По мнению Сергея Маковского, лично знавшего Д.С.Стеллецкого и называвшего его художником с душою древней, «все творчество Дмитрия Семеновича Стеллецкого… — попытка восстановить художественный вкус допетровской Руси, вопреки западническим навыкам он верил, что русское художество, возвратясь к забытой традиций нашего “Востока”, обретет новые силы — и не только в области церковной живописи (окончательно выродившейся от подражания западным образцам), но и всего нашего искусства, которому Западный Ренессанс не указ, — у него, русского искусства, свои народные пути, ему предначертано продолжить угасшее в середине XV века великое художество Ромеев». Живописец, скульптор и график, выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Д.С.Стеллецкий в годы учебы совершил несколько поездок по древнерусским городам. В это время определилось основное направление интересов художника: искусство Древней, допетровской Руси, для изучения памятников которого Стеллецкий начиная с 1900 года периодически ездил по русским городам и монастырям: в 1903 году побывал в Новгороде, в 1907 году посетил Ферапонтов и Юрьевский монастыри. На стилистику их росписей во многом он и ориентировался в дальнейшем творчестве. Важным направлением его работы стало театрально-декорационное искусство. Он создал декорации и эскизы костюмов для таких постановок, как «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Царь Федор Иоаннович» Толстого. В России участвовал во множестве выставок, был членом общества «Мир искусства». В 1914 году оказался в эмиграции во Франции, где продолжил свое творчество, создавая декоративные панно, станковые картины, скульптуры, занимаясь монументальной живописью. Наиболее яркой работой этого периода стала роспись храма Свято-Сергиевского подворья в Париже. А в 1925 году при участии Д.С.Стеллецкого было организовано общество «Икона». Выставочный проект в Доме русского зарубежья призван показать разные грани и аспекты творчества художника, отличавшегося ярким своеобразием. Основу экспозиции составят графические и живописные работы, созданные до 1914 года: эскизы костюмов к постановке «Князь Игорь» А.П.Бородина, относящиеся к раннему периоду творчества художника; эскизы костюмов к неосуществленной постановке В.Э.Мейерхольда «Царь Федор Иоаннович» 1908 года, заложившие основу для оформления дальнейших постановок этой трагедии в течение всего ХХ века; серия живописных аллегорий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», представляющих древнерусскую вариацию этой распространенной в эпоху модерна темы. Особым разделом выставки станут крайне редко экспонируемые иллюстрации Стеллецкого к народным сказкам, а также древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве». Поздний период творчества художника будет представлен изображением святого Франциска Ассизского, проектом памятника отцу Сергию Булгакову и фотографиями росписей храма Свято-Сергиевского подворья в Париже.
| |
Наверх |