Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова |
В Михайловском дворце (Русский музей, Санкт-Петербург) с 18 октября 2024 г. по 12 мая 2025 года проходит выставка "Великий Карл. К 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова". 12 (23) декабря 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852). Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников классического XIX века, не стяжал при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность. Его природный дар неоспорим, но, кроме того, он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим к тому же яркими и привлекательными личностными качествами – оригинальностью мышления, широкой образованностью, независимостью суждений и поступков, царственным равнодушием в отношении к материальным благам, официальным наградам и почестям, необычайной поведенческой свободой и бесконечной преданностью художническому делу – только он при жизни, в среде соратников, любителей искусства, учеников удостоился признательного и восхищенного титула «великий Карл». Это был воистину гений художества, новатор, Пушкин русской живописи! Главное и наиболее широко известное произведение Брюллова – грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833) – жемчужина собрания Русского музея, в этом году проходит комплексную реставрацию с тем, чтобы предстать ключевым экспонатом на монографической выставке. При этом «великий Карл» отнюдь не был «мастером одной картины», создав множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций. Родной стихией Брюллова как живописца был портрет – исполненные его кистью произведения всегда производят глубокое впечатление легким свободным письмом, разнообразностью образного строя, виртуозностью композиционных решений, тонким вкусом колористической разработки. В жанровых полотнах, исполненных в Италии, в несложных бытовых сюжетах художник сумел воплотить новаторские взгляды на миссию искусства, отважившись разрушить старые эстетические каноны, бытовавшие в академической среде, работая с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном. В 1830-х – 1840-х годах Брюллов много работал над религиозными темами. Впервые на выставке будет показан запрестольный образ для домовой церкви графа Н.В. Адлерберга «Христос во гробе» (1846, ГРМ), который многими почитается как лучшее и проникновеннейшее произведение Брюллова на религиозную тему. Это – недавнее открытие искусствоведов и безусловная сенсация готовящегося выставочного проекта. Чрезвычайно богатым и значимым будет раздел, посвященный акварели и рисунку. В этой области Брюллов – безусловный новатор, практически революционер. Именно он, по справедливому мнению многих исследователей, «…прививает в русском обществе культуру рисунка как самоценного произведения». На юбилейной выставке «великого Карла» представлено около 160 полотен его кисти и 200–250 акварелей и рисунков. Кроме того, произведения для выставки предоставили многие российские музеи: Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского, Всероссийский музей А.С. Пушкина, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село», Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Государственный Эрмитаж, Ивановский областной художественный музей, Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств, Нижегородский государственный художественный музей, Новгородский государственный объединённый музей-заповедник, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ростовский областной музей изобразительных искусств, Самарский областной художественный музей, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Тамбовская областная картинная галерея, Ярославский художественный музей, а также собиратели Санкт-Петербурга и Москвы: И.Л. Гришин, В.Б. Кановский, семья Карисаловых, С.А. Подстаницкий, Е.А. Румянцева, Г.Л. Тюхменёв, Т.А. Удрас.
| ||
Наверх |