Иван Шультце. Мастер люминизма |
28.10.2024 г. | |
В «Центре Искусств. Москва» (находится под Храмом Христа Спасителя) с 19 октября 2024 года по 2 февраля 2025 года проходит выставка «Иван Шультце. Мастер люминизма», посвященная 150-летию со дня рождения мастера. Иван Федорович Шультце родился в Санкт-Петербурге 21 октября 1874 года в семье почетного гражданина города. Отец Ивана Федоровича – обрусевший немец из Митавы (совр. Елгава) Фридрих-Карл Шультце (24 июня, 1834 – 8 сентября, 1900). Карл-Фридрих Шультце (имя дано по сведениям из архива лютеранской церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге) женился на племяннице одного из богатейших людей Российской империи Леопольда Кенига (1821 – 1903), дочери его старшей сестры Шарлотты Шмидт (Кениг, 1820 – 1891). Венчание Шарлотты Елизаветы-Катерины Шультце (Шмидт, 1846 – 1875) с Карлом-Фридрихом проходило 4 ноября 1872 года в лютеранской церкви Святой Екатерины на Васильевском острове, а спустя полгода после рождения первенца в 1874 году мать скоропостижно ушла из жизни 15 апреля 1875 года. Большую часть жизни отец будущего художника работал в структурах сахарного производства и различных предприятиях Леопольда Кенига. Семье Кенигов принадлежали многочисленные дома и фабрики на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Семье Шмидтов (Николаю Ивановичу Шмидту и Шарлотте Шмидт) принадлежал 30 дом на 5-ой линии Васильевского острова, где жил и трудился с 1862 – 1863 год писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, в 1870 году снимал комнату Илья Ефимович Репин, с 1882 по 1898 год – Иван Иванович Шишкин. В мастерской по этому адресу были написаны самые известные картины – «Утро в сосновом лесу» (1889), «Зима» (1890), «Сосновый бор» (1895), «Корабельная роща» (1896 – 1897). На квартире Шишкина проходили заседания Товарищества передвижников. Их посещали А. И. Куинджи, Н. Я. Ярошенко, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий. Иван Федорович Шультце являлся долевым собственником дома по наследству бабушки и дедушки по материнской линии до 1909 года. Рядом в 1904 – 1906 годах в доме Леопольда Кенига проживал известный живописец Николай Рерих. В начале 1904 года семья Рерихов вернулась на Васильевский остров, и в письме к М. К. Тенишевой Николай Рерих писал: «Эти дни все хлопотал с переездом и теперь могу сообщить мой новый адрес: Васильевский остров, 4 линия, № 5, кв. 9». По этому адресу Рерихов часто посещал художник Михаил Врубель. «Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году. Помним, он пришел довольно поздно вечером, и за чаем была беседа о новых задуманных картинах. Жили мы в доме Кенига на пятой линии Васильевского острова, столовая выходила во двор». По соседству в этом же доме жил до 1909 года Иван Федорович Шультце. В 1910 году мастер переехал на улицу Широкая в дом №9 (совр. улица Ленина). Богатое происхождение, артистическое окружение не заставили себя долго ждать и после карьеры инженера и предпринимателя Иван Шультце обратился к живописи и показал свои работы известному пейзажисту Константину Яковлевичу Крыжицкому (1858 – 1911). Самобытный талант молодого человека заинтересовал Константина Яковлевича, и он пригласил его в свой класс при Императорской Академии художеств. В классе училась талантливая акварелистка Великая княгиня Ольга Александровна Романова (1882 – 1960), младшая дочь Александра III и сестра императора Николая II. Крыжицкого и самого Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910) связывали дружественные и профессиональные узы. Именно Крыжицкий стал председателем Общества художников имени А. И. Куинджи, которое было создано по его инициативе и на личные средства Куинджи, включая земли в Крыму. Общий художественный и исторический контекст, а также очевидные стилистические параллели позволяют утверждать, что Шультце развивал художественные идеи Куинджи. В истории искусства наследие Куинджи, Крыжицкого и Шультце называют «русской школой люминизма». Лейтмотивом люминизма является свет. Изображая эффекты прямого и отраженного света, художники-люминисты уделяли особое внимание деталям живой природы, воспроизводя пейзаж подчеркнуто спокойным, иногда интерпретируя его в мистическом ключе. Среди характеристик, типичных для картин Шультце и Куинджи, – светоносность живописи, открытые горизонты, отсутствие стаффажа, изображение момента вне времени, загадочность и мечтательность художественного повествования. Современники ставили в один ряд дарование Шультце и талант Куинджи. Иван Шультце – один из родоначальников арктического пейзажа в мировой истории искусства. Ныне значительная часть его северных ландшафтов хранятся в Зоологическом музее Бонна, Государственном музее Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге и в Петергофе. В 1907 году двоюродный дядя Шультце, сын Леопольда Кенига Александр Кениг (1858 – 1940) организовал экспедицию на Шпицберген и пригласил Шультце в качестве художника для запечатления цветовой гаммы региона, поскольку черно-белая фотография ограничивала научно-исследовательские возможности. По эскизам из экспедиции Шультце написал полотна, послужившие основой для диорам Зоологического музея в Бонне, одного из крупнейших в мире и носящего ныне имя Александра Кенига. В 1910 году художник совершил частную поездку в Египет. После эмиграции в 1919 году через Севастополь в Париж слава не заставила себя ждать. В 1922 году прошла монографическая выставка Шультце в галерее Жерара в Париже; в 1927-м в Лондоне в галерее Arthur Tooth & Sons с успехом завершилась выставка художника. В 1928 и 1929 годах Шультце экспонировал свои полотна у Эдуарда Жонаса в США, и снискал любовь американской публики. Великий князь Александр Михайлович, внук Николая I, посетил открытие выставки мастера света. В 1928 году газета The New York Times опубликовала статью о живописце под названием «Волшебник света». В 1930 и 1931 годах мастер отправлял свои полотна в галерею John Levy. Последовали другие выставки в США. Американский банкир Джул Семон Бейч выкупал картины Шультце, которые попали в его собрание с шедеврами Джованни Беллини, Филиппо Липпи, Ханса Мемлинга, Антониса ван Дейка, Рембрандта и других выдающийхся мастеров. Впоследствии полотна Шультце были переданы в американские музеи: Художественный музей Индианаполиса, Музей Хиллвуд в Вашингтоне. В 1933 году мастер переехал из Парижа в Ниццу, продолжил упорно работать. Шультце ушел из жизни в 1939 году и похоронен на кладбище Кокад в Ницце.
| |
Наверх |