ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия

Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия

Печать
17.12.2024 г.
Каспар Давид Фридрих (1774-1840) «Мечтатель (Руины монастыря Ойбин)». После 1835 г.

С 8 декабря 2024 года по 13 апрелдя 2025 года в Николаевском зале Зимнего дворца откроется выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия», приуроченная к 250-летию со дня рождения художника.

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) – художник, полнее всего воплотивший в живописи идеалы немецкого романтизма. В произведениях этого мастера литераторы и философы его времени находили отражение самых возвышенных представлений об искусстве, а авторы ХХ века открыли огромный потенциал для авангардных художественных поисков.

Основной темой творчества Фридриха был пейзаж. Этот жанр имел особенное значение для эпохи романтизма, видевшей в дикой, первозданной природе идеал чистоты и свободы. Выросший на берегах Балтийского моря, Каспар Давид Фридрих с юных лет восхищался его бескрайними просторами и таинственным светом северного неба. Позже, в годы странствий по горам Богемии и Саксонии, он обратился к возвышающим душу образам горных вершин и бездонных пропастей.

Мастер подчеркивал важность обращения к северным, немецким ландшафтам, осуждая тех, кто готов видеть красоту только в изобильной природе Италии. Вместе с тем картины Фридриха никогда не воспроизводят конкретный ландшафт буквально. Это – собирательный образ мира, созданный воображением художника. В произведениях немецкого романтика вечное и сиюминутное сталкиваются в неразрешимом противоречии, где исполинская природа противостоит хрупкому миру человека.

В российских музеях хранится уникальная, самая большая за пределами Германии коллекция работ Фридриха. Поскольку сложилось это собрание в основном благодаря покупкам императорской фамилии, и картины изначально украшали императорские усадьбы под Петербургом (Коттедж в Петергофе, усадьбы Знаменка и Ропша), то лучшее место для проведения ретроспективы работ художника – главная императорская резиденция.

Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» состоит из четырёх разделов. В центральном представлены картины и рисунки самого Фридриха. В их числе:

– полотно «На паруснике» – метафорический автопортрет художника с женой и, вероятно, подарок императора Николая I своей молодой супруге Александре Фёдоровне;

– уникальный портрет Василия Андреевича Жуковского и его друзей, братьев Сергея Ивановича и Александра Ивановича Тургеневых, кисти Фридриха;

– рисунки сепией, которые являются редкими по качеству работами мастера, полноценными аналогами его живописных композиций, но которые почти не выставляются.

Три других раздела рассказывают о российских почитателях таланта Фридриха и о том, как его творчество повлияло на развитие романтического направления в русском искусстве.

Первый посвящён Василию Андреевичу Жуковскому – поэту, художнику, коллекционеру, популяризатору романтического мироощущения и таланта Фридриха. Второй – императрице Александре Фёдоровне: её увлечению Средневековьем, которое разделяли император Николай I и их дети, а также её коллекции. Третий представляет работы русских художников, в которых отразился романтический взгляд на ландшафты Российской империи. Все вместе они позволяют проследить за тем, как распространялись в среде российских интеллектуалов знания о Каспаре Давиде Фридрихе, как русским обществом усваивались принципы романтического пейзажа.

Среди экспонатов:

– рисунки Жуковского, сделанные во время путешествия по Крыму, Альпийским горам и Италии и почти неизвестные публике;

- подлинные описи коллекций Жуковского и Александры Фёдоровны;

- письма Фридриха к Жуковскому;

- альбом с наставлениями Жуковского цесаревичу Александру Николаевичу, воспитателем которого был поэт;

- две картины Михаила Лермонтова с видами Кавказа.

Показаны также сборники изображений средневековых костюмов, популярные в XIX веке, мебель, театральные декорации и архитектурные проекты в готическом духе. Всё это представляет контекст культурной жизни Российской империи, куда органично вошли шедевры Фридриха.

Каспар Давид Фридрих. «Утро в горах». Не позднее 1823 г.Каспар Давид Фридрих «Закат солнца (Братья)». Около 1835 г.Каспар Давид Фридрих. «На паруснике». 1818–1819 гг.Каспар Давид Фридрих «Скальные ворота в Нейратене». Около 1837 г.

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение