Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия |
17.12.2024 г. | |
С 8 декабря 2024 года по 13 апрелдя 2025 года в Николаевском зале Зимнего дворца откроется выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия», приуроченная к 250-летию со дня рождения художника. Каспар Давид Фридрих (1774-1840) – художник, полнее всего воплотивший в живописи идеалы немецкого романтизма. В произведениях этого мастера литераторы и философы его времени находили отражение самых возвышенных представлений об искусстве, а авторы ХХ века открыли огромный потенциал для авангардных художественных поисков. Основной темой творчества Фридриха был пейзаж. Этот жанр имел особенное значение для эпохи романтизма, видевшей в дикой, первозданной природе идеал чистоты и свободы. Выросший на берегах Балтийского моря, Каспар Давид Фридрих с юных лет восхищался его бескрайними просторами и таинственным светом северного неба. Позже, в годы странствий по горам Богемии и Саксонии, он обратился к возвышающим душу образам горных вершин и бездонных пропастей. Мастер подчеркивал важность обращения к северным, немецким ландшафтам, осуждая тех, кто готов видеть красоту только в изобильной природе Италии. Вместе с тем картины Фридриха никогда не воспроизводят конкретный ландшафт буквально. Это – собирательный образ мира, созданный воображением художника. В произведениях немецкого романтика вечное и сиюминутное сталкиваются в неразрешимом противоречии, где исполинская природа противостоит хрупкому миру человека. В российских музеях хранится уникальная, самая большая за пределами Германии коллекция работ Фридриха. Поскольку сложилось это собрание в основном благодаря покупкам императорской фамилии, и картины изначально украшали императорские усадьбы под Петербургом (Коттедж в Петергофе, усадьбы Знаменка и Ропша), то лучшее место для проведения ретроспективы работ художника – главная императорская резиденция. Выставка «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» состоит из четырёх разделов. В центральном представлены картины и рисунки самого Фридриха. В их числе: – полотно «На паруснике» – метафорический автопортрет художника с женой и, вероятно, подарок императора Николая I своей молодой супруге Александре Фёдоровне; – уникальный портрет Василия Андреевича Жуковского и его друзей, братьев Сергея Ивановича и Александра Ивановича Тургеневых, кисти Фридриха; – рисунки сепией, которые являются редкими по качеству работами мастера, полноценными аналогами его живописных композиций, но которые почти не выставляются. Три других раздела рассказывают о российских почитателях таланта Фридриха и о том, как его творчество повлияло на развитие романтического направления в русском искусстве. Первый посвящён Василию Андреевичу Жуковскому – поэту, художнику, коллекционеру, популяризатору романтического мироощущения и таланта Фридриха. Второй – императрице Александре Фёдоровне: её увлечению Средневековьем, которое разделяли император Николай I и их дети, а также её коллекции. Третий представляет работы русских художников, в которых отразился романтический взгляд на ландшафты Российской империи. Все вместе они позволяют проследить за тем, как распространялись в среде российских интеллектуалов знания о Каспаре Давиде Фридрихе, как русским обществом усваивались принципы романтического пейзажа. Среди экспонатов: – рисунки Жуковского, сделанные во время путешествия по Крыму, Альпийским горам и Италии и почти неизвестные публике; - подлинные описи коллекций Жуковского и Александры Фёдоровны; - письма Фридриха к Жуковскому; - альбом с наставлениями Жуковского цесаревичу Александру Николаевичу, воспитателем которого был поэт; - две картины Михаила Лермонтова с видами Кавказа. Показаны также сборники изображений средневековых костюмов, популярные в XIX веке, мебель, театральные декорации и архитектурные проекты в готическом духе. Всё это представляет контекст культурной жизни Российской империи, куда органично вошли шедевры Фридриха.
| |
Наверх |