ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Человек >> Интроспекция >> Отклик на стихотворные строчки случайной знакомой

Отклик на стихотворные строчки случайной знакомой

Печать
АвторКонстантин Белов  

Наталья
Григорьева - Лето-лето, 2019

Припоминания из времени восьмидесятилетней давности 

Тонут ноги босые
Во вспаханной, тёплой земле.
Голубыми звёздами
Светится цикорий на меже.
   
***
Поле кукурузное…
Ещё год до конца войны.
Если б не та кукуруза,
В живых не остались бы мы.
 
***    
Начальная сельская школа –
Четыре ряда парт…
 
***
В тесной, утлой каморке,
Где топят печь бурьяном –
Топчан…
 
***
Маленькое окошко&
Смотрит в темноту.
Фитиль, что в железной плошке…
 
***
Маму трясёт лихорадка,
Я укрываю её чем могу…
Октябрь, 2024 год.    N.N.N.

                                                                                «О господи, дай   жгучего страданья
                                                                                 И мертвенность души моей рассей».
                                                                                                                       Ф.Тютчев                                                   
                                                                                                                     

Вы говорите, что строчки N.N.N. вас трогают, что они проникновенны? А что в них этого самого проникновенного-то? Во что ваше личное они проникают?

Скажите, в вашей жизни есть что-либо такое, что можно было бы назвать проникновенным?

Вы могли бы предположить, о чём говорилось у N.N.N. в тех строчках, которые были нами опущены?

Мы слушаем вас!

Вы, может быть, попробуете даже и восстановить эти строчки – на свой собственный лад, – подхватив, разумеется, интонацию/мелодию строчек, выговоренных/спетых той, которая – N.N.N.?

***

Вы согласитесь с утверждением, что все люди, будучи сходными между собой своей способностью чувствовать/понимать истину, добро и красоту, сильно разнятся по степени откликаемости на эти духовные ценности? Да, человек есть антиномия того его начала, которое духовное, и того, что есть его начало телесное. Скажите, которое из этих начал есть наиболее привлекательное в человеке? Говорите, что начало духовное? И это так потому, что в области духа мы безгранично свободны? То есть вы полагаете, что наивысшей ценностью для нас является свобода? И это потому так, что свободы-то как раз у нас и менее всего прочего, потребного нам, имеется? И про тоскование по свободе понято всё было и сказано/записано уже в самой далёкой древности? Вот, например, как печально говорится о нашем – самом сокровенном-то! – тосковании в Библии, в той её части, которая – "Экклесиаст": "Все труды человека для рта его, а душа не насыщается".

Но, знаете, печаль ведь наша не только оттого, что на труды для нашего рта уходит время, время и время нашей жизни. Дело-то ещё и в том, что во всех трудах наших правда с неправдой... – ох, как это всё у нас перемешано-то. А нам – одним больше, другим меньше – так хочется, чтоб было у нас в жизни всё – по одной только правде, да! Это то есть по Правде, Истине и Красоте. А разными этими словами… – названо ведь одно и то же, да?

Вы согласитесь, если вам скажут, что безусловная Правда, безотносительное Добро и совершенная Красота – это всё такое-то именно существует единственно только в естественной Природе?

Скажите, ваша жизнь – проходит ли она среди того, что есть разнообразное живое Природное?

И ещё вот, скажите: вы своё телесное в большой ущерб духовному удовлетворяете?

А может, вы и исключительно на удовлетворении этого вашего телесного сосредоточены?

Вот послушайте печальное признание одного из тех людей, кто понимает/чувствует то, что есть настоящее, да только вот не хватает кому душевных сил противостоять гадостному обаянию того Идола, имя которому – материальное благосостояние.

Мне для счастья немного надо:
Хлеба кусок да стакан молока,
Видеть бы поле широкое, светлую речку,
Небо, плывущие вдаль облака.

Чувствовать запах цветущего сада,
Листьев опавших осенней порой.
Слышать не где-то далёко, а рядом,
Слышать бы голос родной.

В городе шумном, в городе пыльном
Людские потоки уносят тебя.
Лишившись собственной власти и воли,
Теряешь ты радость – смысл! – бытия.  
(Автор тот же – N.N.N.)

Про собственно художественные достоинства этих строчек – нечего, конечно, об них сказать. Но понимание про существо всем доступного счастья –а всем ли? – здесь оно было верное. Только вот как/что там, у автора, в последней строфе? Почему он противоречит самому себе? Он определённо знает, что ему для счастья надобно, но… кто/что понуждает его «терять смысл и радость бытия»?!  Да почему бы ему не выйти из «людского» этого «потока»?!

А потому так это у автора этого (и тьмы ему подобных!), что между волением/хотением и поступком – пропасть между ними!

Преодолеть чтоб эту пропасть, такое и умным – многим! – Сенекам не удаётся: всё говорят да говорят они и пишут про прелести бедности, прелести свободы, а всё же держатся и держатся – за власть да за богатство!

А если не держатся они за власть да за богатство – потому как нет у них всего этого-то! – держатся они за… да, вы правы: держатся они за покойное, привычное – такое как у всех вот! – существование. 

***

Все слышанные мною отклики на стихотворные строчки N.N.N., озаглавлены которые – «Припоминания из времён восьмидесятилетней давности» – отклики сочувственные. А самым верным из них, на мой взгляд, был тот, что выразился всего лишь в двух словах: «Проникновенные строчки!» Это то есть прямо в душу нам проникающие, да? А почему не сказать бы тут «ложащиеся нам в душу»? Или же так вот: «приходящиеся нам по душе»? Ан нет же: сказано – «проникновенные»!

Да, через что – через какие это преградыпроникают эти строчки нам в душу?

Так вот… – да, мне несомненно ясно, почему N.N.N., которой сейчас 86 лет от роду, смогла выговорить (сама она уже почти ничего не видит), а я за ней записал эти вот строчки, в которых запечатлено/представлено нам – так живо! – всё то человеческое, которое – подлинное, безыскусственное: это то есть то единственное, через которое мы можем делаться – хоть на какое-то время! – выше себя обычных, – занятых, значит, всё житейским да житейским. Занятых это тем, чему скончания, скорее всего… – никогда, никогда и не будет-то.

Вы согласны с этим нашим утверждением?


21.12.2024 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение