Эрик Булатов, Олег Васильев «Чудесное путешествие» |
27.12.2024 г. | |
В МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) с 26 декабря 2024 г. по 16 февраля 2025 г. проходит выставка классиков российского и мирового современного искусства Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие». За тридцать лет совместной работы (с 1959 по 1989 годы) в легендарном издательстве «Малыш» художники проиллюстрировали более ста детских книг, на которых выросло не одно поколение читателей. В экспозиции представлено более 180 оригинальных рисунков к знаменитым детским книгам, среди которых — сказки «Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, произведения Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов, а также сами книги, проиллюстрированные художниками. Выставку дополняют фрески современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева. Советская детская книга 1960–1980-х годов — яркий художественный феномен. Издания для детей оформляли выдающиеся художники, в том числе основатели московского концептуализма Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие. Написанием детских книг занимались, например, Ирина Пивоварова и андеграундные поэты Лианозовской группы Генрих Сапгир и Игорь Холин, наследующие новаторской поэтике обэриутов Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Александра Введенского. Для представителей некогда неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка (книги издавались миллионными тиражами), но и пространством творческой свободы. Искусство для детей цензурировалось мягче, и для художников-концептуалистов детская книга стала экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка, выстраивания собственных художественных миров, в которых воображаемая и игровая реальности нашли свое максимальное выражение. Созданные ими шедевры детской иллюстрации до сих пор развивают воображение и формируют визуальную культуру детей. В конце 1950-х годов Илья Кабаков, выпускник мастерской книжной графики МГАХИ им. В. И. Сурикова, к тому времени уже профессионально занимавшийся иллюстрацией детских книг, привел Эрика Булатова и Олега Васильева (также окончивших Суриковский институт) в издательство «Малыш» (до 1963 года — «Детский мир») и, как вспоминал Булатов, «преподал первые уроки иллюстраторской премудрости». Единомышленники в искусстве, Булатов и Васильев почти сразу начали работать в тандеме, и на протяжении следующих тридцати лет они делили свою творческую деятельность на два периода: осенью и зимой занимались исключительно оформлением детских книг, а весной и летом создавали живопись «для себя». Разрабатывая и развивая идеи своего учителя, выдающегося графика Владимира Фаворского, Булатов и Васильев приступали к оформлению детской книги как к конструированию художественного объекта. «Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца» — формулировка Булатова точно описывает их творческий метод. Они мыслили не отдельными разбросанными по тексту картинками, но создавали целостный проект. Особое внимание уделялось оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, «действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой». Значение имели не только большие рисунки на отдельных полосах, но и миниатюрные изображения, обрамляющие текст — именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила «закулисная жизнь». В иллюстрациях к «Золушке» ящерицы и мыши разыгрывали сцены наверху страницы, а все другие персонажи сказки — внизу; в рисунках к «Бабушке Вьюге» появлялись гномы, которых вовсе не было в тексте сказки. Иллюстрации Булатова и Васильева аккумулировали опыт художественной культуры конца XIX–XX веков. В них нетрудно увидеть отсылки к узорчатым виньеткам, кулисным композициям и силуэтам («силуэт» — вид графического искусства) мирискусников Александра Бенуа, Константина Сомова и Евгения Лансере («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»). В рисунках к детским книгам Булатов и Васильев обращались и к экспериментам русского авангарда с плоскостью и пространством («Новые слова», «Месяц за месяцем», «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»), и даже к стилистике анимации Уолта Диснея («Красная шапочка», «Три поросенка»), оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию. Эрик Булатов и Олег Васильев создали универсальный, актуальный и сегодня изобразительный язык детской книги, который основан, по словам Булатова, в первую очередь на «детском представлении о сказке» — на архетипических образах, берущих свое начало в детском сознании. В своих иллюстрациях художники сознательно стирают границы между реальным, исторически достоверным и воображаемым, предоставляя читателю свободу для путешествия в сказочные миры. | |
Наверх |