ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Новости >> Эрик Булатов, Олег Васильев «Чудесное путешествие»

Эрик Булатов, Олег Васильев «Чудесное путешествие»

Печать
27.12.2024 г.
1_1_7.jpg

В МАММ (Мультимедиа Арт Музей, Москва) с 26 декабря 2024 г. по 16 февраля 2025 г. проходит выставка классиков российского и мирового современного искусства Эрика Булатова и Олега Васильева «Чудесное путешествие». За тридцать лет совместной работы (с 1959 по 1989 годы) в легендарном издательстве «Малыш» художники проиллюстрировали более ста детских книг, на которых выросло не одно поколение читателей.

В экспозиции представлено более 180 оригинальных рисунков к знаменитым детским книгам, среди которых — сказки «Золушка», «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, произведения Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов, а также сами книги, проиллюстрированные художниками. Выставку дополняют фрески современных художников Ивана Разумова и Александра Ширнина по мотивам иллюстраций Эрика Булатова и Олега Васильева.

Советская детская книга 1960–1980-х годов — яркий художественный феномен. Издания для детей оформляли выдающиеся художники, в том числе основатели московского концептуализма Виктор Пивоваров, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие. Написанием детских книг занимались, например, Ирина Пивоварова и андеграундные поэты Лианозовской группы Генрих Сапгир и Игорь Холин, наследующие новаторской поэтике обэриутов Даниила Хармса, Николая Заболоцкого, Александра Введенского.

Для представителей некогда неофициального советского искусства иллюстрации к детским книгам были не только средством заработка (книги издавались миллионными тиражами), но и пространством творческой свободы. Искусство для детей цензурировалось мягче, и для художников-концептуалистов детская книга стала экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка, выстраивания собственных художественных миров, в которых воображаемая и игровая реальности нашли свое максимальное выражение. Созданные ими шедевры детской иллюстрации до сих пор развивают воображение и формируют визуальную культуру детей.

В конце 1950-х годов Илья Кабаков, выпускник мастерской книжной графики МГАХИ им. В. И. Сурикова, к тому времени уже профессионально занимавшийся иллюстрацией детских книг, привел Эрика Булатова и Олега Васильева (также окончивших Суриковский институт) в издательство «Малыш» (до 1963 года — «Детский мир») и, как вспоминал Булатов, «преподал первые уроки иллюстраторской премудрости». Единомышленники в искусстве, Булатов и Васильев почти сразу начали работать в тандеме, и на протяжении следующих тридцати лет они делили свою творческую деятельность на два периода: осенью и зимой занимались исключительно оформлением детских книг, а весной и летом создавали живопись «для себя».

Разрабатывая и развивая идеи своего учителя, выдающегося графика Владимира Фаворского, Булатов и Васильев приступали к оформлению детской книги как к конструированию художественного объекта. «Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца» — формулировка Булатова точно описывает их творческий метод. Они мыслили не отдельными разбросанными по тексту картинками, но создавали целостный проект.

Особое внимание уделялось оформлению текстовых разворотов, чтобы, как писал Булатов, «действие в книге развивалось непрерывно, не было скачков от одной страничной иллюстрации до другой». Значение имели не только большие рисунки на отдельных полосах, но и миниатюрные изображения, обрамляющие текст — именно в них сосредотачивалась энергия сказки, происходила «закулисная жизнь». В иллюстрациях к «Золушке» ящерицы и мыши разыгрывали сцены наверху страницы, а все другие персонажи сказки — внизу; в рисунках к «Бабушке Вьюге» появлялись гномы, которых вовсе не было в тексте сказки.

Иллюстрации Булатова и Васильева аккумулировали опыт художественной культуры конца XIX–XX веков. В них нетрудно увидеть отсылки к узорчатым виньеткам, кулисным композициям и силуэтам («силуэт» — вид графического искусства) мирискусников Александра Бенуа, Константина Сомова и Евгения Лансере («Спящая красавица», «Золушка», «Кот в сапогах»). В рисунках к детским книгам Булатов и Васильев обращались и к экспериментам русского авангарда с плоскостью и пространством («Новые слова», «Месяц за месяцем», «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»), и даже к стилистике анимации Уолта Диснея («Красная шапочка», «Три поросенка»), оказавшей большое влияние на советскую мультипликацию.

Эрик Булатов и Олег Васильев создали универсальный, актуальный и сегодня изобразительный язык детской книги, который основан, по словам Булатова, в первую очередь на «детском представлении о сказке» — на архетипических образах, берущих свое начало в детском сознании. В своих иллюстрациях художники сознательно стирают границы между реальным, исторически достоверным и воображаемым, предоставляя читателю свободу для путешествия в сказочные миры.

Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 1978 Бумага, тушь, гуашь, акварель. Предоставлено Эриком Булатовым.Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Спящая красавица». 1975 Бумага, тушь, гуашь, акварель. Предоставлено Эриком Булатовым.Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Тимофея Белозерова «Песенка-чудесенка». 1984 Бумага, цветные карандаши, тушь, гуашь, акварель.Эрик Булатов, Олег Васильев. Рисунок для книги Шарля Перро «Золушка». 1971 Бумага, тушь, гуашь, акварель.1_1_8.jpg1_1_6.jpg

Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение