ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Почтовый голубь отлетался

Почтовый голубь отлетался

Печать
11.03.2025 г.
Акварель великой княжны Ольги Александровны (Романовой)

Государственная почтовая служба Дании PostNord объявила, что с 31 декабря 2025 года прекратит доставку писем. 

Это объясняется тем, что за последние 25 лет (то есть с 2000 года) количество отправляемых писем упало на 90% (с 1,4 млрд в год до 110 млн в 2024-м).

Безусловно, тут есть и финансовая подоплека. Подобное решение позволит хорошо сэкономить – PostNord собирается сократить число почтальонов: из 4600 человек уволят 1500. Также сократят и количество почтовых ящиков.

Но будем честными – дело всё-таки не просто в тупом желании урезать бюджет. Культура написания бумажных писем осталась в прошлом. Положа руку на сердце, необходимо признать, что и из оставшихся писем основная часть – вовсе не послания одних частных лиц другим.

Даже то самое изобилие писем в 2000 году – это не объём частной корреспонденции. Тогда массу делала реклама. С одной стороны, у бумажного письма есть преимущество – его можно пощупать. С помощью хорошей полиграфии, изысканной бумаги, каких-то вложенных материалов можно создать особое впечатление, которое никак не создашь электронным письмом. С другой стороны, у простого письма практически нет шансов попасть к адресату и быть вскрытым. Информационное изобилие сегодня столь велико, что никто не будет тратить время на прочтение каких-то листов бумаги, где букв явно больше, чем следует. Рекламная корреспонденция умерла, может быть, чуть позже, чем частная, но также бесповоротно.

Развитие интернета привело к тому, что у каждого есть электронный канал коммуникации – электронная почта, социальная сеть, мессенджер. И в сети не надо ждать, пока твое сообщение дойдёт. Всё ожидание сводится к тому, когда его откроют и прочтут. На этом фоне у бумажных писем просто нет шансов. Скрупулёзные датчане подсчитали, что у них в стране ещё остается примерно 271 тысяча человек, которые предпочитают использовать бумажные письма – это, конечно, преимущественно пожилые люди. Это количество практически совпадает с числом долгожителей (людей старше 80 лет), которых насчитывается 256 тысяч.

Но вряд ли старики пишут часто. Оставшийся объем писем – это, вероятно, в основном деловая корреспонденция. Пишут не люди, а компании. Пересылаются документы. Несмотря на всю цифровизацию в обороте ещё много бумаги. И от неё просто так не избавишься. Поэтому возможность отослать письмо сохраняется, но такую почту будет обслуживать другой, частный оператор. Вероятно, и расценки там будут уже другие.

Не стоит думать, что отсутствие писем в системе почты – чисто датская проблема. Хронический дефицит Почты России, например, обусловлен всё тем же упадком письменной корреспонденции.  Письмо было идеальной почтовой услугой. Письма можно набивать в мешки, которые допустимо кантовать – то есть бросать в кузов, сдавливать другими мешками и грузами, везти без пригляда. Они весили немного и хорошо соотносились с количеством: мало штук – мало веса, значит, невысоки затраты по доставке (куда совсем мало писем, туда мешок с почтой можно отправить с любым попутным транспортом, вес груза можно просто не учитывать). Посылки и бандероли – это совсем другая история, другие принципы логистики, другие затраты.  Не случайно, доставка «товарных» грузов лучше получается у альтернативных операторов, чем у Почты России, ведь изначально система Почты строилась именно под письмо.

А сколько у нас осталось граждан, готовых писать письма? Людей старше 80 лет сейчас в России около 5 млн. Структурно это меньше чем в Дании (там 256 тысяч – это 4,3%, наши 5 млн – это 3,4%). Да и пишут ли они бумажные письма? Это в Дании еще висят на улицах почтовые ящики, куда можно кинуть письмо. А у нас хочешь отправить письмо – иди в почтовое отделение. Официального объявления о том, что почта прекращает принимать письма, у нас не делалось, но тенденция такова, что письма, скорее всего, вымрут как класс, а сама почта помогает ускорить этот процесс, как может. Сегодня простые письма только создают проблемы, никто не ждёт, что они как-то помогут улучшить финансовое состояние Почты.

Происходящее с письмами – это такое культурное изменение, которое относится к категории необратимых. Мы не будем больше доверять свои мысли, адресованные другому человеку, бумаге, ручке и почтовому конверту. И, в связи с этим, хорошо бы понять, что же мы потеряли.

Вовсе не коммуникацию. Не возможность выражать мысли. Разве что усталость в пальцах – попробуй-ка написать большое письмо. Это через мессенджер можно общаться в режиме коротких сообщений, а когда тебе нужно и купить конверт, и оплатить тариф, и ждать ответа неделю, а то и больше, ты не будешь писать пару слов – надо вложить в письмо информации по максимуму.

И всё же существенные культурные потери имеются. Самая главная – это память. Бумажные письма хранятся. Наши предки клали письма в коробочки, связывали пачками, чтобы иметь возможность потом достать и перечитать. Впрочем, перечитывать письма могли и совсем чужие люди: мы сейчас читаем письма знаменитостей, потому что респонденты их сохранили, а потом кто-то нашел и опубликовал.

Ничего такого, начиная примерно с 2000-х годов, уже не будет. Электронная информация хранится гораздо хуже. За 15-20 лет теряется примерно половина электронных архивов (половина старых ссылок не открывается). Да и сами пользователи к электронным письмам относятся без пиетета – отправленные и полученные сообщения безжалостно уничтожаются. И вместе с ними теряется историческая память. Наши потомки о современной нам эпохе будут знать гораздо меньше, чем мы знаем о XX-м и XIX-м веках.

И ещё одно, о чем надо сказать. Пришёл конец эпистолярному жанру. Навык писать тексты писем ушел вместе с ними. Короткие сообщения требуют совсем другого стиля. В результате средний человек, наверное, понес ущерб в умении обобщать и соотносить друг с другом факты и связно излагать мысли. То, что мы называем «клиповым мышлением», возможно, в какой-то степени обусловлено и этой потерей.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение