ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Долгий-долгий Новый Год

Долгий-долгий Новый Год

Печать
30.11.2010 г.

Человек нуждается в чуде. Обыденность придавливает нас к земле. Чтобы вырваться из-под её гнёта, люди издавна рассказывали друг другу сказки. Цветная материя сказки всегда ярко и празднично смотрелась на сером фоне забот. Сказка и праздник нерасторжимы. Поэтому, наверное, мы так любим Новый Год, с его непременными Дедом Морозом и Снегурочкой. Новый Год – это праздник воплотившейся сказки.

Вигго Йохансен Святая ночь

Вигго Йохансен (Дания, 1851-1935), "Святая ночь", 1891

Однако в последнее время Дед Мороз далеко отошёл от домашней ёлки. Из ёлочной игрушки и книжной иллюстрации он превратился в  участника чуть ли не политической жизни. Из своей ставки в Великом Устюге он совершает вояжи за границу и в различные регионы России, о чём непременно сообщается в новостях (см. например, http://mkrf.ru/news/regions/detail.php?id=156333).

Но, видимо, одного Деда Мороза на нашу страну мало. И вот уже в регионах возникают то ли клоны, то ли младшие братья со своими резиденциями. Такой братец Мороз обнаружился в Кемеровской области, причём сразу же решили отметить его столетний юбилей (см. http://mkrf.ru/news/regions/detail.php?id=156340  ).

Кемеровский Мороз начинает праздновать Новый Год с 4 декабря, а головной, велико-устюжский, - аж с 18 ноября. С учётом того, что праздничная программа Новым Годом не заканчивается, а захватывает и начало января, получается, что праздник у нас покрывает чуть ли не половину зимы. Такие масштабы поощряются официально. Традиционное распоряжение Правительства Москвы предусматривает, что новогоднее украшение столицы должно быть закончено к 1 декабря. Самые первые ёлки в Москве появились 11 ноября.

Новый Год делает кассу. В преддверии праздника люди начинают более активно покупать. Новогодний антураж рассчитан на пробуждение покупательной активности. Математика тут проста. Чем раньше людям создать предпраздничную атмосферу, тем больше они успеют купить. Первая половина зимы, таким образом, самое прибыльное время. К этому покупательскому сезону готовятся заранее, по нему часто судят о коммерческом успехе года в целом.

Приобретая оживление торговли, что мы теряем? Праздник сводится к шоппингу. Новый Год потихоньку всё более разочаровывает. Ждёшь чуда, но вот куранты пробили... И что? Хорошо, если подарки действительно стоящие. Но массовая обязанность граждан совершать покупки поощряет продавцов унифицировать ассортимент. В качестве подарков нам предлагают типовые и часто довольно безвкусные вещи...

К Новому Году оказывается приторочено и Рождество. На фоне торговой суеты духовный смысл Рождества неизбежно смазывается. Внимание даже воцерковлённых людей переключается на подарки и трапезу, и то, для чего Господь пришёл в этот мир, с каждым годом забывается всё больше...

Мы теряем умение праздновать. Утрачивается умение веселиться. Наше веселье становится искусственным или пошлым. Духовная радость подменяется клоунадой.

А если проблемы с праздником, то это означает, что и с буднями у нас не всё в порядке. Да, праздник необходим. Но вся жизнь не может быть праздником.  Наша готовность встречать Новый Год  чуть ли не два месяца свидетельствует об инфантильности: мы ищем любую лазейку, чтобы сбежать из реальности. Мы ищем беззаботного бытия. Вроде бы Царствия Небесного, но на земле. В этой нашей порочной ипостаси, не готовые даже пошевелить пальцем, чтобы оказаться достойными чаямой счастливой жизни. В крайнем случае, мы готовы признать, что на праздник надо заработать - имеется в виду денег. За этим стоит мысль, что праздник можно купить.

В итоге получается, что все мы, предновогодние - и продавцы, и покупатели - стоим друг друга. И цена наша невысока.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение