Слово о мире | ![]() |
![]() Святитель Петр Хрисолог (380-450) - епископ Равенны (в этот период Равенна была столицей Западной Римской империи). Своё прозвище (Хрисолог, то есть Златослов) он получил благодаря замечательному проповедническому таланту. У нас его часто называют «вторым» или же «западным Златоустом». В сборнике его проповедей это слово идет под номером 53 (LIII). Перевод с латинского. Блаженны
миротворцы, говорит евангелист, возлюбленные, ибо они будут наречены сынами
Божиими (Мф. V). Христианские добродетели процветают лишь в том, кто хранит в
себе христианский дух мира, и нельзя достичь звания сына Божия иначе, как получив
имя миротворца. Мир, возлюбленные, есть то, что избавляет человека от рабства,
даёт его имя свободного, изменяет его положение перед Богом, делая из слуги —
сына, свободного — из раба. Мир между братьями есть воля Божия, радость
Христова, совершенство святости, правило справедливости, учитель учения,
хранитель нравов и во всём достойной похвалы порядок. Мир есть опора молитв,
лёгкий и достижимый путь прошений, достойное исполнение всех желаний. Мир — мать
любви, союз согласия и явный признак чистого ума, который взыскует у Бога всего,
что хочет; который, что бы ни захотел, может просить; что бы ни попросил,
получает. Мир следует хранить как царскую заповедь, как говорит Сам Господь
Христос: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. XIV); то есть: В мире Я вас
оставил, в мире Я вас найду: уходя, Он хотел дать то, чего желал, возвращаясь,
найти во всех. Небесная заповедь – хранить то, что Он дал: одно только это
слово: Я найду то, что оставил. Корень насаждения мира – от Бога; стремление
его искоренить – от врага. Ибо как братолюбие от Бога, так ненависть от
дьявола; посему ненависть должна быть осуждена, ибо написано: Всякий,
ненавидящий брата своего, есть человекоубийца (1 Ин. III). Видите, братья
возлюбленные, почему мир следует любить и согласие ценить; ибо это то, что
порождает и питает любовь. Знаете же, по слову апостола, что любовь от Бога (1
Ин. IV); следовательно, без Бога тот, кто не имеет любви. Мир среди паствы, возлюбленные,
есть слава священника, а радость, полная мира, есть совершенная любовь его чад.
Священнику надлежит увещевать о подобающем, народу – слушать то, что он
советует; что не дозволено, пастырю надлежит запрещать, стаду – слушать и
желать, чтобы этого не было: если они согласны между собой, всё хорошо; ни Бог
не может найти в народе то, за что следовало бы наказать, ни священник не имеет,
о чём скорбеть. Будем же хранить, братья, заповеди, которые есть жизнь; да
держится братство, связанное узами глубокого мира, и да связывает себя во
взаимной привязанности спасительными узами любви, которая покрывает множество
грехов. Любовь, следовательно, следует обнимать всеми желаниями, чтобы иметь
столько благ, сколько наград. Более всего из добродетелей следует хранить мир,
ибо Бог всегда в мире. Не дадим места врагу, чтобы он не смог посеять плевелы
на пшеничном поле и лишить земледельца надежды, так долго трудившегося, чтобы
он не потерял ожидаемые плоды в самой зрелости урожая; или чтобы вино, сладкое
от времени, не превратилось в напиток предательства, перемешавшись с поднявшимся
осадком; или чтобы среди сладкого меда не замешалась желчь, сделав его горчащим
ядом. Да будут удалены раздоры, да будут удалены споры, да будут удалены
проклятия: и поскольку язык наветника и двуязычного есть петля смерти, пусть
каждый пощадит свою душу, чтобы не навлечь на себя узы смерти в наказание себе.
Любите мир, и все будет спокойно: чтобы и вам сохранить награды, и нам радость,
чтобы Церковь Божия, основанная в единстве мира, сохраняла совершенный порядок
во Христе. | |
10.04.2025 г. | |
Наверх |