Сокровища Лиможа: огненная живопись на эмали XII-XX веков | ![]() |
03.09.2025 г. | |
![]() С 12 сентября по 7 декабря 2025 г. в Тверской картинной галерее пройдет выставка «СОКРОВИЩА ЛИМОЖА: огненная живопись на эмали XII — XX веков», представляющая 167 предметов, в числе которых — редчайший ларец-реликварий XII века, триптихи «старой школы» XVI века, работы мастеров Пенико и Пьера Реймона, декоративные предметы XIX–XX столетий, а также один исключительный экспонат — издание «Житие Жанны д’Арк» начала XX века, украшенное эмалями Жюля Сарланди. Экспозиция включает предметы из частного московского собрания искусствоведа, коллекционера, эксперта по французским эмалям XII-ХХ веков Натальи Карпович. В мире существует несколько обширных частных собраний лиможской эмали, среди которых московское — одно из наиболее крупных. Посетителям выставки представится возможность не просто увидеть уникальные произведения лиможских мастеров, а виртуально заглянуть в историю, написанную огнём и сохранённую в цвете. Каждый предмет здесь — часть большой культурной памяти Европы. История лиможской эмали — это история постоянного художественного поиска. В течение более восьми веков мастера этого юго-западного французского города открывали всё новые способы рассказа — о вере, власти, красоте и человеческой душе — через огонь, стекло и металл. Каждая эпоха оставляла в эмали свой след. В XII-XIII веках — это глубокие, условные, но выразительные образы, созданные в технике выемчатой и перегородчатой эмали. Именно тогда появляются реликварии и складни — предметы паломничества, предназначенные для молитвы, благословения и обретения защиты. Их заказывали для храмов, возили в дорожных сундуках. Простота форм соседствовала с сиянием красок, а святые изображались с иконографической строгостью и монументальностью. Наиболее ранний памятник, представленный на выставке, — ларец-реликварий XII века, уникальный по своей сохранности и художественному решению. Созданный на стыке западноевропейской и византийской традиций, он сочетает резную слоновую кость и рельефные эмалевые вставки, в которых можно проследить истоки техники эмали по рельефу. К XV-XVI векам художественный язык эмали становится сложнее и живописнее. Под влиянием Возрождения появляется техника гризайли — тонкой, почти графической росписи по чёрному фону, позволяющей мастеру передавать полутон, объем и даже эмоции. Эмаль становится не только религиозным артефактом, но и средством изображения античных мифов, портретов и бытовых сцен. На выставке представлен один из важнейших памятников этой эпохи — триптих Пьера Реймона «Оммаж короля Эдуарда французскому Филиппу». Этот редкий экспонат, подписанный мастером и датированный 1563 годом, является одним из немногих станковых произведений исторического характера, выполненных в технике полихромной эмали. Тема подчинения английского короля французской короне взята из французских хроник XIII века, но трактована в эстетике Возрождения: с классической архитектурой, ренессансными фигурами, орнаментальным фризом, развевающимися драпировками и композицией, построенной по законам перспективы. По уровню исполнения этот триптих сопоставим с работами Реймона, хранящимися в Государственном Эрмитаже и Лувре, однако отличается своей редкой темой и полной подписью автора на всех створках, что делает его музейным исключением. В XVI-XVII веках техника продолжает развиваться, сохраняя высокое качество исполнения, особенно в мастерских семей Лоден и Пенико. Важным направлением становятся и изделия с мифологическим и аллегорическим содержанием, среди которых — шестигранная солонка с изображениями героев античности из мастерской семьи Пенико. Такие предметы украшали интерьеры знати и нередко создавались по гравюрам итальянских и французских художников. Отдельно стоит отметить произведения мастеров, работавших при дворе Генриха II и связанных с расцветом портретной эмали. На выставке представлен портрет Екатерины Медичи, выполненный в традициях ренессансного парадного образа, с сохранившейся эмалевой рамой — ещё одним редким элементом. В XIX веке Лимож вновь становится точкой притяжения на волне интереса к историзму и декоративности. Появляются репродукционные эмали: миниатюрные копии знаменитых полотен, выполненные с виртуозной точностью и интерпретацией. Мастера этого времени — Форе, Кармона, Бонно — возвращают эмали место на границе между живописью и предметом быта. Кульминацией этого периода становится особенный экспонат выставки — издание «Житие Жанны д’Арк», оформленное эмалевыми накладками, созданными Жюлем Сарланди. Эта книга выпущена в честь канонизации святой и издана тиражом всего в 50 экземпляров. Редкость её столь велика, что аналогов с подобным оформлением не существует ни в Эрмитаже, ни в Музее епархии Лиможа во Франции. Экземпляр, представленный в коллекции, — №41, и, возможно, единственный уцелевший в полном оформлении, что делает его исключительным памятником как искусства эмали, так и европейской книжной культуры. Лиможская эмаль — это не только техника, но и зеркало эпохи: её духовных поисков, художественных идеалов и технических возможностей. Этот исторический путь, представленный в экспозиции, позволяет увидеть не просто произведения искусства, но свидетельства времени, прошедшие сквозь огонь и века. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
| |
Наверх |