Алексей Боголюбов (1824–1896). К 200-летию художника |
| 30.11.2025 г. | |
![]() С 17 сентября 2025 г. до 26 января 2026 г. в Русском музее (Санкт-Петербург) проходит выставка "Алексей Боголюбов (1824–1896). К 200-летию художника". Посетители смогут увидеть такие знаковые произведения, как «Землетрясение в Ментоне в карнавальную ночь 23 февраля 1887 года», «Рыбный рынок в Схевенингене», «Гренгамское сражение 27 июля 1720 года», «Париж. Сена», «Набережная в Веле», «Турция. Ортаке», «Дома в Антверпене», «Гавань в Амстердаме. Полдень». Коллекция работ Боголюбова в Русском музее — одна из самых больших в России (более 100 живописных и более 1000 графических произведений). Большую часть коллекции составляют виды гаваней и городские пейзажи Константинополя, Ментоны, Вёля, Москвы и Санкт-Петербурга. На полотне «Землетрясение в Ментоне в карнавальную ночь 23 февраля 1887 года» (1887) художник изобразил начинающуюся катастрофу: люди ещё сидят у костров, гуляют по набережной, на происходящее намекают лишь детали вроде падающего ставня. Боголюбов был свидетелем произошедшего и сразу же задумал написать картину с фоном, изображающим «рассвет, пурпуровый горизонт и огненный диск восходящего солнца». Землетрясение было одним из самых разрушительных в Европе второй половины XIX века и стало основной новостью на ближайшие недели. Вероятно, ряд деталей, которые не смогла сохранить память — в сам момент бедствия вряд ли была возможность делать зарисовки — художник почерпнул в иллюстрированных журналах. Боголюбов провёл свою жизнь в постоянных путешествиях по России и европейским странам, повсюду писал этюды — на выставке представлены «Дома в Антверпене» (1854) и «Гавань в Амстердаме. Полдень» (начало 1870-х), написанные художником в начале пенсионерской поездки за границу. С одной стороны, для художника они были важным этапом подготовительной работы над картинами, но с другой — в творчестве Боголюбова этюд постепенно развился до совершенно самодостаточного «этюда-картины». В 1873 — 1874 году художник передал в пейзажный класс Академии художеств более 200 своих этюдов. Со временем большая часть этих работ оказалась в Русском музее и является основой коллекции Боголюбова, представляя его творчество начиная с самых ранних работ. Поступив в Академию художеств, уже будучи флотским офицером, Боголюбов начал свою творческую деятельность с картин морских битв. Всего он исполнил три цикла батальных произведений. Два были посвящены Крымской войне и русско-турецкой войне 1877–1878 годов. На протяжении 17 лет (1860–1877) Боголюбов работал над картинами серии «Петровские морские походы». Одна из её первых картин, «Гренгамское морское сражение 27 июля 1720 года», экспонируется в 20 зале Михайловского дворца. Картина рассказывает о сражении, которое приблизило заключение мира в Северной войне (1700–1721) и окончательно утвердило влияние России в Балтийском море. Боголюбов показал основную идею сражения: умело расставленную голицынским флотом ловушку. Оставив пейзажу совсем немного места, художник крупным планом изобразил четыре группы русских галер вокруг фрегатов противника и преследуемый линкор шведского адмирала Карл Шёблада справа. Картина принимала участие во Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Иностранные критики писали о ней, отмечая жёсткость в деталях одновременно со стремлением к материальности в передаче фактуры. ![]() ![]() ![]()
| |
Наверх |



Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК



