Ночь, золото, симфония |
К 70-летию двух новогодних фильмов
В 2026-м году исполняется
70 лет с выхода на экраны, причем практически одновременно, сразу двух музыкальных
новогодних киношедевров – «Карнавальной
ночи» и «Золотой симфонии». «Карнавальную
ночь» у нас знают и любят все. «Золотая симфония» нынче изрядно подзабыта. А
напрасно – оба фильма-ровесника одинаково красочны, праздничны и музыкальны.
При всей несхожести их сюжетов и мест рождения. Место
рождения «Карнавальной ночи» – «Мосфильм». Место рождения «Золотой симфонии» – Австрия и отчасти ФРГ (Мюнхен). Но что такое Австрия и ФРГ в 1956 году? Это капитализм, антисоветизм,
реваншизм и разнузданный американизм. Казалось
бы, фильму из стран-наследниц третьего рейха было не место на экранах
СССР. Но вспомним, что такое 1956 год в
СССР. Это Двадцатый съезд КПСС,
развенчавший культ личности Сталина, это триумфальные для советского спорта
Олимпийские игры в Мельбурне, это подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве в
следующем году, это, наконец, та самая пресловутая хрущевская Оттепель. Вот
почему стал возможен в нашем прокате этот замечательный феерический фильм. А ведь в нем – о, ужас! – есть рок-н-ролл. И
он не просто есть, его танцуют! Целых полминуты! Хоть и на льду танцуют, на
коньках, но настоящий рок-н-ролл. И это в те времена, когда само это слово,
само название заокеанского хулиганского танца, было ругательным словом.
Пересказывать
сюжет «Карнавальной ночи» не придет в голову никому, ибо все знают товарища
Огурцова, Леночку Крылову, Гришу Кольцова, лектора Никодилова, все помнят на
слух и даже смогут напеть лёгкие и изящные как снежинки песенки на музыку
Анатолия Лепина. Но не все знают, как
необычно и почти случайно родился этот любимый уже тремя поколениями изумительный
фильм. Начинающий
режиссер Эльдар Рязанов ни в какую не хотел брать в работу дурацкий, по его
мнению, сценарий. Он тогда мечтал снимать серьезные, драматические фильмы, а не
лёгкие комедии. Но Мосфильм – это вам не Голливуд, на Мосфильме особо не
забалуешь, потому что там есть директор, который может и приказать. «Будешь снимать,
это моё тебе слово», – твердо сказал Рязанову тогдашний директор кинорежиссер
Иван Пырьев, человек талантливый, но деспотичный. Дважды Рязанов под разными
предлогами увиливал, на третий раз вынужден был подчиниться. При этом Рязанов
не пожелал брать на главную роль какую-то там Л.Гурченко, но Пырьев и это ему
приказал, то есть просто навязал эту девчонку без роду и без племени. Так же
директивно Рязанову был навязан вопреки его мнению знаменитый Игорь Ильинский
на роль Огурцова. И, получается, снимал Рязанов эту выдающуюся, а кто-то
полагает, лучшую его картину, просто из-под палки. А в результате – шедевр! Но
как? Как такое возможно?.. Не пытайтесь объяснить. Загадку творческих триумфов
и провалов никто ещё не сумел разгадать. Людмила Гурченко в роли Леночки
Крыловой – попадание в десятку, может быть, даже в двадцатку. Наутро после
кинопремьеры она проснулась сверхзнаменитой. Не сомневаюсь в том, что если бы
не «Карнавальная ночь», мы бы не знали в последующие годы киноактрисы Гурченко
того уровня и масштаба, какого она впоследствии достигла благодаря
блистательному старту.
Сюжет австрийского
фильма, как и сюжет его советского ровесника, укладывается в несколько строк: обаятельный
молодой шатен Вальтер, проживающий в заснеженной горной провинции,
любитель-фигурист катания на льду, едет в Вену на чемпионат Европы, там
завоевывает лишь четвертое место, но зато получает предложение стать солистом в
ледовом ревю, соглашается, и становится звездой под именем «Мистер Икс», потому
что выступает в маске. Чемпионом он не стал, зато своей звёздностью и хорошими
доходами (т.е. деньгами) поспособствовал чемпионству другого своего
земляка. Всё! Остальное – милая болтовня, забавные нелепости, но главное – музыка, песни и танцы на льду. Чудесная музыка Лотара Олиаса и чудесные под неё песни и танцы! Их надо видеть и слышать, никакой пересказчик
их не опишет, потому что ледово-музыкальную цветную феерию описать невозможно. Возьму только смелость на
себя утверждать, что и сегодня эта феерия смотрится и слушается современно,
словно создана в стиле ретро буквально на днях.
Но главная ценность и,
пожалуй, заслуга «Золотой симфонии» в другом. Она породила в нашей стране
интерес к фигурному катанию. Старшее
поколение наверняка помнит этот взявшийся словно бы ниоткуда, постепенно
нараставший, а затем всё заполонивший интерес, увлечение, а затем и повальный психоз под названием
«фигурное катание». Чемпионаты СССР, Европы и мира, имена Пегги Флеминг, Габи
Зайферт, Сони Моргенштерн, наших Ирины Родниной, Олега Протопопова, Людмилы
Белоусовой, Людмилы Пахомовой, Александра Горшкова и ещё многих и многих; пооткрывавшиеся в городах
детские школы катания, катки-коробки во дворах, детишки, спешащие на занятия с
коньками под мышкой… Нынешние «плющенки»
и «навки» оттуда родом, это надо понимать и помнить. И благодарить за это в том
числе, а возможно, и в первую очередь, «Золотую симфонию». Легенда утверждает,
что «Золотую симфонию» показали Никите Хрущеву. В целом фильм ему не понравился,
слишком много было там кордебалетов, страусиных перьев, голых женских ножек
(помните указание товарища Огурцова: ноги изолировать!), развеселых песенок под
биг-бэнд, притом на немецком языке, и всяческой другой мишурной заграничной
пестроты. Но идея коньков и катаний под музыку его захватила. Утверждают, он
воскликнул: «Наша страна зимняя,
холодная, уж чего-чего, а льда у нас хоть завались. Так почему же мы уступаем в этом искусстве
каким-то австриякам? Исправляйте положение, и поскорее!» И, конечно, спортивные функционеры
озадачились этим вопросом и ринулись продвигать фигурное катание в массы. К
середине 60-х годов советские фигуристы,
хоть в одиночном, хоть в парном катании, уже были недосягаемы для большинства
их конкурентов. «Карнавальная ночь» –
фильм новогодний просто по сюжету. В
«Золотой симфонии» о празднике Нового года или о Рождестве на европейский лад
не упоминается. Но, странное дело, воспринимается фильм именно как новогодний, по
причине своей праздничности и зимнего фона, на котором в нём все происходит.
Лёд, лёд и ещё раз лёд. Вышедшая у нас на пластинке козырная мелодия из фильма,
под которую танцует с партнершей замаскированный Вальтер, называется «На
льду». На другой пластинке вышло
попурри «На ледяной эстраде». Вообще, советская
звукозапись оказала фильму достойное внимание, притом вполне заслуженное. Пять
включенных в различные сборники музыкальных номеров, это же совсем неплохо по
тем временам. А уж пиратским образом на пресловутых «костях» нарезали и
продавали на толкучих рынках то, что официальная наша звукозапись выпустить не
решилась, например, заводную песенку «О, Джеки Джо!» в исполнении крутобедрой
мулатки Моны Баптисты.
Так что же, у
«Золотой симфонии» одни достоинства? Дело вкуса, конечно, но в одном она уступает
«Карнавальной ночи». Когда тот и другой фильм появились на видеокассетах, я
обратил внимание на их продолжительность. «Карнавальная ночь» – 78 минут,
«Золотая симфония» – 102 минуты. Изумительная сжатость, насыщенность без
малейшего провисания нашего фильма, и некоторая растянутость с необязательными
сценками и разговорами австрийского шедевра. Можете считать такой упрек моей
борьбой с низкопоклонством перед Западом. Впрочем, кто не
пожелает тратить на австрийцев целых сто минут, тот может отделаться меньшим: в
Интернете существует укороченная версия, называемая «нарезкой», в ней всего 34
минуты и там только музыкально-развлекательные номера, а вся беллетристика
вынесена за скобки. Кстати, само существование такой версии говорит о значимости
тех номеров, ради которых она сделана. Когда наступят, да
пусть даже отгремят, праздничные дни, не поленитесь, вспомните дела давно
минувших дней, пересмотрите эти фильмы. А потом, если получится сравнить – сравните, чья взяла. Предполагаю, счет будет 1:1. Приятного вам
просмотра! | ||||||
27.12.2025 г. | ||||||
Наверх | ||||||



Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК




