ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Сценарии нашей жизни >> Елабуга в объективе трёх столетий

Елабуга в объективе трёх столетий

Печать

«Елабуга в объективе трёх столетий» - так называется выставка, проходящая с 16 декабря 2010 по 15 января 2011 1г. в Выставочном зале Елабужского музея–заповедника. На ней представлено 80 фотографий, показывающих наш город в хронологическом отрезке от конца XIX до начала XXI века.

Дача Стахеевых на Красном ключе
Дача Стахеевых на Красном ключе
Фото из фондов Елабужского государственного музея-заповедника

До появления фотографии только художники могли запечатлеть для своих современников и будущих поколений так часто меняющиеся городские пейзажи. Но, как правило, они писали в основном виды столиц или места особенно примечательные, оставляя в забвении провинциальные российские города. Однако во второй половине XIX века эта ситуация кардинальным образом изменилась. С этого времени создание отечественных городских пейзажей как в традиционном изобразительном искусстве, так и в быстро ставшей популярной фотографии шло фактически параллельно.

Примером этого может служить и Елабуга, где первое фотоателье открылось в 1863 году. А в 1862–1863 годах в город для росписи Покровской церкви был приглашён художник-академист Карл Гун. В течение года он выполнил не только основной заказ, но и сделал более 200 зарисовок с натуры в свой путевой альбом. Часть его рисунков посвящена непосредственно Елабуге. Художник, в частности, изобразил ярмарочную и уличную торговлю, проходившую на фоне городской застройки, а также несколько видов Чёртова городища. На одном из этих рисунков, помеченных сентябрем 1862 года, можно увидеть не только развалины древней башни, но и панораму города с силуэтами пяти церквей. Причём Спасский собор в то время имел ещё трёхъярусную колокольню (пятиярусная была выстроена два года спустя). И на одном из снимков тех лет храм остался также запечатлённым со старой колокольней.

Появление в Елабуге первых фотографов совпало со временем, когда город отстраивался после страшного пожара 1850 года, уничтожившего на главных улицах большую часть деревянных построек. После этого дома и общественные здания стали строить в основном из кирпича, по индивидуальным проектам с различными архитектурными украшениями: фигурными карнизами, колоннами, арками, лепниной и т.д. Словом, к концу XIX века город был заново отстроенным, цветущим и, судя по сохранившимся открытым письмам и почтовым карточкам, фотографы с удовольствием снимали панорамы Елабуги, отдельные улицы, площади, храмы и здания.

Улица Карла Маркса (Казанская). 50-60 гг. ХХ века
Улица Карла Маркса (Казанская). 50-60 гг. ХХ века. Вход на городской стадион
Фото из фондов Елабужского государственного музея-заповедника

Из различных источников известно, что до революции фотографией в Елабуге занимались Михаил Неофитович Мышкин (фотоателье располагалось на ул. Малмыжской, ныне – пр. Нефтяников), Виктор Федорович Петров (ул. Средняя, ныне – Стахеевых), М.Е. Сорвиров и Августина Сорвирова, Фридрих Иоганнович Рейкен (ул. Московская) и Е. Тихановская.

Кто из них является автором тех или иных видов города — неизвестно: сохранившиеся открытки и почтовые карточки таких сведений не содержат. Можно только на примере губернского города Вятки сказать, что тиражи их печатались в Вятке, Москве, Швеции, Германии и Австрии.

Дореволюционные виды Елабуги за последние годы публиковались в нескольких краеведческих изданиях, вызывая неизменный читательский интерес. А благодаря новой выставке с ними теперь может познакомиться более широкая публика. Фотокопии формата А3 позволяют в подробностях рассмотреть детали, которые сложно увидеть на сравнительно небольших снимках, опубликованных в книгах. Старинные фотографии были не просто отсканированы на качественном современном оборудовании, получив вторую электронную жизнь. По заказу музея-заповедника они прошли реставрацию в специализированной мастерской. И если уж предстают пред зрителями не в первозданном виде, то во всяком случае без существенных дефектов и потерь, которые возникли за 100–150 лет их существования.

Чем же интересны дореволюционные снимки? Конечно же, в первую очередь тем, что они сохранили облик разрушенных в годы советской власти двух церквей (кладбищенской Троицкой и монастырской Казанской Божьей Матери), удивительного по своей красоте дома купцов Гирбасовых, пристанской чайной с открытыми террасами, украшенными деревянной резьбой, дачи Стахеевых на Святом (Красном) ключе, подобной сказочному терему, чья резьба сравнима с изящным тонким кружевом, и других зданий.

А.Куклин. Утро на городище
А.Куклин. Утро на городище

Фотографии позволяют узнать, какими были первоначально известные в городе дома. Например, оба здания нынешнего медицинского училища на ул. Казанской имели прежде на первых этажах торговые лавки. Административное здание суворовского училища предстаёт на снимках в двух совершенно различных видах. Таким, каким его построил в 1820 году городской голова Д. Мыльников. И таким, каким оно стало у купцов Стахеевых, перестроивших дом в торговую контору. При этом обычная угловая часть здания была украшена сильно вынесенным эркером с устроенной внутри него лоджией. Возвышающийся над эркером невысокий купол в виде сомкнутого свода придает зданию еще более парадный и внушительный вид.

Один из снимков, сделанный с колокольни Троицкой церкви, запечатлел совершенно не застроенный в ту пору участок между Александровским садом и ул. Малмыжской (пр. Нефтяников). Очевидно, первым здесь был возведён двухэтажный каменный дом, пожертвованный купцом С.Ф. Гирбасовым под лечебницу для душевнобольных. Открытие её состоялось в 1891 году. В советское время в здании разместился Дом–интернат для престарелых.

А ещё снимки позволяют судить о том, как менялся окружающий Елабугу природный ландшафт. Так, например, если сейчас берега Тоймы и ее пойма густо поросли деревьями и кустарниками, то в XIX веке это были сенокосные угодья, лишённые какой бы то ни было древесной растительности. Интересны фотографии и 50-х – 70-х годов ХХ века, когда ул. Казанская ещё не знала асфальта. Её проезжая часть была вымощена брусчаткой, а тротуары выложены белым известняковым камнем. На площади Ленина располагался в то время стадион, где летом играли в футбол, а зимой заливали большой городской каток. Словом, пытливый взгляд обнаружит на снимках много интересного и порой неожиданного. В целом же они дают представление о том, как менялся облик города на протяжении полутора столетий.

Л.Пахомова. Сельский мотив
Л.Пахомова. Сельский мотив

Современная Елабуга представлена на цветных фотографиях именами Андрея Полозова, Тагира Махмутова, Евгения Поспелова, Алексея Куклина и автора этих строк. Фотографам XXI века уже не нужно обременять себя трудоёмким процессом проявки негативов и фотопечати. Цифровая техника позволяет делать огромное количество снимков и затем редактировать их в электронном виде. Не случайно в архиве каждого из названных фотографов десятки и сотни тысяч снимков, запечатлевших Елабугу в разное время и в разных видах — от всем известных достопримечательностей до стареньких покосившихся домиков на окраинах. Казалось бы, один и тот же город, но насколько непохожим предстаёт он в работах этих авторов! Взять, к примеру, излюбленный елабужскими фотографами всех времён сюжет Чёртова городища и его окрестностей. А. Полозов сделал снимок ранним утром, когда старый город был окутан туманом, подсвеченным лучами восходящего солнца, а на городище мирно паслось стадо овец. На фотографии Е. Поспелова панорамный кадр захватывает ресторан, крепостные ворота, башню и Спасский собор. Ракурс, безусловно, не нов, но ему удалось сделать качественный снимок уже в сумерках, а это, как говорится, высший пилотаж. Фотографию А. Куклина можно смело причислить к разряду редких счастливых удач. Он снимал городище ранним утром. На заднем фоне поэтично рисуется потонувший в туманной дымке Спасский собор. На переднем — развалины крепости, из которых, словно высеченная из того же бутового камня, выглядывает голова козы. А по соседству с ней примостилась, озирая елабужские просторы, вездесущая галка. Л. Пахомова сняла древнюю булгарскую башню ясным летним днём со стороны реки Тоймы. На переднем плане её снимка — пасущаяся корова, придающая сюжету фотографии несколько неожиданный сельский мотив, чем-то напоминающий деревенские пейзажи французского художника Камиля Коро . И уж совсем необычный снимок городища с живописными оврагами, реками и Подмонастыркой сделал Т. Махмутов. Его уникальная серия «Город с высоты птичьего полёта» возникла после того, как он провёл съемку с борта вертолёта.

Фотолетопись Елабуги, которую ведут современные авторы, разлетелась по миру в многочисленных буклетах, книгах, альбомах, наборах открыток. Когда–нибудь и эти снимки станут историческими артефактами, по которым наши потомки будут судить о том, каким же был город в начале XXI века.

Материал сайта http://elabuga.com/

Автор: Людмила Пахомова


23.12.2010 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение