Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на первом после зимних каникул заседании правительства пригрозил увольнением тем министрам, которые ещё не завели себе блогов в Интернете или относятся к их ведению формально, размещая там официальные пресс-релизы своего ведомства. Михаил Ларионов, "Офицерский парикмахер", ок. 1910 г. |
Инициатива эта, пожалуй, за гранью абсурда. Губернатор явно перегнул палку, что отмечают многие комментаторы. В результате в блоги ульяновских чиновников наполнились записями ни о чём – о погоде, настроении и рассуждениями на общие темы. Вероятно, ожидалось несколько другое, что чиновники будут рассказывать о своей работе, но человеческим языком. Однако, для того, чтобы внятно вести диалог с аудиторией, мало быть чиновником, надо обладать и соответствующими знаниями. В принципе, именно специалисты пресс-службы являются специально подготовленными к диалогу с населением кадры. Зачем министру лично дублировать работу пресс-службы, непонятно…
Вернее, понятно… Хотел этого ульяновский губернатор или не хотел, но он своей инициативой попал в совершенно конкретный тренд. Его можно обозначить как «виртуализация». Суть тренда – не в том, что всё, что только можно выводится в Интернет, а в том, что место реальных сущностей занимают их виртуальные отражения.
Допустим, работа чиновника. Она ни в коем случае не сводится к тому, что пишет чиновник в своём блоге. Наоборот, затрачивая время на блог, ответственный работник (а мы надеемся, что это так) отвлекается от своих прямых обязанностей. Качество его работы, по идее, должно оцениваться по результатам, а не по освещению этого процесса в Интернете. Губернатор допускает возможность, что ценность реальной деятельности и виртуального представления о ней может быть поставлена на одну планку.
Хотелось бы, чтобы деятельность чиновников стала прозрачнее, да. Но это со стороны нас, простых граждан. Когда о прозрачности заботится власть, она преследует несколько иные цели. На языке власти это называется: члены правительства должны быть публичны и популярны. Важность публичности и популярности велика, - то, что не простят безымянному функционеру, публичному человеку могут простить, как говорится в народе «за красивые глаза». Таким образом, открытость чиновника страхует власть. И в результате – имидж оказывается существеннее качества работы. Качество иногда способны оценить только эксперты, а имидж в современном «виртуализированном» обществе – практически всё. |