“Законы наших отцов, может быть, и не совершенны. Но они священны”. Из Новгородских летописей “Как веровали праотцы, так должны вероватьи потомцы”. Н. Лесков. “Левша” “Современники видят во мне еретика и одновременно реакционера”. А. Эйнштейн
Да, дух наш - очень и очень консервативен он.
Ум же - этот совсем нет!
Ловок, подвижен, изобретателен!
(Это, конечно, тогда, если он есть у кого).
Но: о духе никак ведь не скажешь - "косный"!
А об уме вот - можно.
Это потому так, что дух живет мечтаемым.
Тогда как ум - заботой.
Мечтаем мы - о чем?
Об идеальностях.
Заботимся, хлопочем же - о хлебе насущном.
(Конечно, не все умы пекутся исключительно лишь о практической пользе. Есть и такие, которые увлечены добыванием чистого знания. Но много ли их, этих ученых-идеалистов?)
Что есть предельное (но и обычное!) - мечтание души? То есть когда она бывает предельно счастлива?
Иван Шишкин, "Пейзаж Полесья", 1884 |
Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он: Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога! М. Лермонтов
Говорят, что идеалы меняются?
А вы приведите подтверждение тому!
Но только, чтоб были они из области высоко-духовного!
Веласкес устарел? Фабрициус?
Рибера?
Гомер?
Петрарка?
Бунин?
Это у кого там про Пушкина - что его духовность не есть образец на все времена?
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем? На память нежного ль свидания, Или разлуки роковой, Иль одинокого гулянья В тиши полей, в тени лесной? И жив ли тот, и та жива ли? И нынче где их уголок? Или уже они увяли, Как сей неведомый цветок? А. Пушкин
Такое - оно устареет (= умрет) только тогда лишь, если человек будущего станет уже совершенно непохожим на нынешнего.
Может быть, оно когда-то так именно и случится.
Но какое нам дело до того будущего человека?!
Ведь он нам - совершенно ЧУЖОЙ!
Но есть, есть вот такие, которым этот ЧУЖОЙ интересней, ближе, дороже, чем человек сегодняшний.
Так это бывает или через органическую невосприимчивоть к духовному (= через эмоциональную туповатость) или же из чувства своей несопричастности к нынешнему (= прежнему) духовному, - из амбициозной жажды стать иерофантами какого-то Нового Смысла.
А бог с ними - и с первыми этими, и со вторыми: пусть живут они в своем этом FUTURUM, если их это больше устраивает.
Но только пусть они не замахиваются на то, что бесконечно - бесконечно! - дорого нам...
Вам это дорого?! А мы вот сделаем так, что от этого вам дорогого ничего, ничего, ничего не останется!
И - делают!
Тебя умаляют - наскоками на твое прекрасное...
Тебя обкрадывают - через поношения твоих традиций...
Тебя отравляют - своей нескончаемой иронией...
Тебя обессиливают - критикой всех и вся...
И в бессильной ярости бьет тогда афганец-генерал по морде офицера - за то, что в ухе у него - когда в строю он! - провод от карманного - похабного! - плеера.
Беда это, ужасная беда - когда человек начинает смеяться - глумиться! - над своим прошлым.
Ведь когда это так с человеком - к погибели своей верной устремлен он тогда.
Но обычно здоровый человек, здоровое общество - ведомы они охранительным инстинктом.
Из вещей мне приятней всего Те, что были в употреблении: Медная посуда с вмятинами и стертыми краями, Ножи и вилки с деревянными черенками, Хранящими следы многих рук, Такие формы Кажутся мне самыми благородными. Б. Брехт
Да, это неблагородно - не помнить, не уважать, не любить свое прежнее.
Когда бесчувствие к Прежнему овладевает многими - не будет блага такому род: он обречен.
Обречен, если и не на уничтожение, не на вымирание, то уж точно - на рассеивание, - на бесследное исчезновение...
Здоровый консерватизм...
Консерватизм - в области духовной.
Консерватизм - в области нашего житейского.
Помните, у Александра Межирова - "Призрак жизни давней / На закате дня / Сквозь сердечко в ставне / Смотрит на меня".
Трудно сказать - это чтобы определенно как-то - что нам дороже, ближе: призраки прошлого или же наше реальное...
Композитор Танеев никак не хотел расстаться с керосиновой лампой и заменить ее электрической.
Молодой Толстой, добиравшийся на Кавказ в санях, в телеге, после поездки за границу уже по "чугунке", писал Тургеневу в 1857 году: "Железная дорога в путешествии то же, что б... к любви. Так же удобно, но так же нечеловечески машинально и убийственно однообразно".
Примеров такого рода консерватизма - не счесть их.
Но это все натуры художественные, это все созерцатели, - люди, живущие больше чувством. Эти люди - они что раз почувствовали, что раз уже полюбили, через что они раз уже были счастливы - эти люди уже не хотят тогда никакого другого.
Вот крайний случай. Помните? - актер Щепкин писал Гоголю: "Держиморда мне дорог!"
Или у Лескова вот, - уже обычный случай ностальгических чувствований: "... Приехал я раз уже студентом в село, где жил мои детские годы, и застал там, что деревянную церковку сносят и выводят стройный каменный храм... и я разрыдался" ("Соборяне").
Но на "староверство" обречены, наверное, все мы. (Исключения, конечно, бывают, но ведь это тогда - одержимые).
Староверами снановятся - одни раньше, другие позже, - даже те, которые из числа революционников.
Вот два особо выразительных примера.
Николай Бердяев, в молодые и зрелые годы своей жизни гордившийся тем, что был "враждебен к национальному", войдя в патриарший возраст, неожиданно для многих полюбил национальную идею.
Альберт Эйнштейн, вероятно, один из самых антидогматических умов нового времени - ученый, указавший на относительную лишь истинность ньютоновых абсолютов, - противился - и не столько умом, сколь всем, всем, всем существом своим! - противился распространению этого принципа на такой абсолют, как детерминированность всех - всех без исключения! - процессов, имеющих место в физическом мире. Не соглашался на это - хотя опытные данные подтверждали правильность квантово-стастических идей, - суть которых - непредсказуемость движения электрона в атоме. Не соглашался с этими идеями - потому что инстинктивно тяготел к идее гармонической - универсальной - упорядоченности мира.
Тяготел к этой идее, потому что в мире, где "Бог не играет в кости!"[1], - человеку открыта возможность - в бесконечности времени - самому стать богом.
А если допустить, что законом мира является индетерменизм, то тогда... - нет, нет, нет у человека Надежды тогда!
"Мы полагаем, что во всякой истине всегда есть нечто ложное и что сходство между истиной и ложью столь велико, что нет такого отличительного признака, на основании которого можно было бы судить наверняка" (Цицерон).
Это подмечено давно уже. И каждое новое поколение открывает эту особенность несчетных наших правд о мире заново...
И все же ... - есть все же одна истина, которая абсолютно безусловна: человек есть мерило всех вещей.
Человек есть мерило всех вещей.
Всякий ли?
О нет, нет! Лишь только тот, который - свободный.
Свободным же человек бывает, когда он - божественен.
Что есть божественность?
Это ... - человечность. Это то есть устремленность к Истине, Красоте, Добру.
Допустимо ли об этом триединстве говорить как об какой-то относительности? Говорить о нем так на том лишь основании, что -
истины, которыми мы обладаем, - истины частичные,
что в наших представлениях о красоте есть примесь субъективного,
что добро нередко осуществляется недобрым образом?
Господи, какая пошлость, какая низость, какая трусость - все повторять и повторять - в течение веков! - этот фальшиво-философский - лукавенький! - вопрос - "Что есть истина?"
В новейшее же время, когда в обоснование этого "вопроса вопросов" исхитрились привлечь еще вот и теорию относительности - гениальную, очень такую гуманную! - немаксималистскую то есть - теорию - этот вопросик зазвучал уже архи-филистерски (это всегда так бывает, когда что-нибудь дрянненькое обосновывают доводами "чистого" разума).
Но нет - и никогда, никогда не было! - такого филистера, который бы не знал - не чуял! - что триединство Истина-Добро-Красота - триединство безотносительное.
Всегда - все, все ! - понимают, что -
Истина - это знание о том, что все сущее организовано по принципу гармонической уравновешенности (нарушается если этот принцип существования, тогда - конфликт, крушение, конец) ,
что Добро есть то, что способствует жизни, - способствует же ей - прежде всего! - сострадание,
что Красота есть самоё Жизнь во всех ее устойчивых формах.
Нет, не знаний, совсем не знаний не хватает человеку!
Воли, отваги - вот чего чаще всего ему недостает.
И именно отсюда - все его филистерство.
Но если человек действительно слаб - можно ли его за то презирать?
Конечно, конечно же - нельзя!
Нельзя - если он свою слабость не пытается выдать за добродетель.
И - если чужое подвижничество он не стремится ... - чтобы как-нибудь там да и опорочить его!
Человек есть мерило всех вещей.
Да, человек - подлинно человек, - это когда он пробует преобразовывать мир по своим идеальным представлениям.
И эти представления никогда не бывают ложными, если только они не противоречат нашей совести, - если они то есть в согласии с нашим чувством Истины-Добра-Красоты.
Те же наши идеальные представления о лучшем устроении жизни, которые по преимуществу суть продукты деятельности нашего ума... - эти "идеальности"... мы все имели возможность увидеть, куда они могут нас завести.
Да, доверие - полное доверие - единственно нашим возвышенным устремлениям.
И это так не только потому, что они никогда не бывают ложными.
Еще это потому так, что через эти устремления человек бывает действительно счастлив: "Мы должны выполнить еще один долг, более высокий, чем решение проблем нашей эпохи: сохранить те из наших благ, которые носят наиболее возвышенный и непреходящий характер..."( А. Эйнштейн).
[1] Эйштейн. Письмо к Максу Борну (1947 г.) |