В параллели с многожёнством |
15.04.2011 г. | ||
Глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин выступил с инициативой изменить герб Российской Федерации, введя в него полумесяц. Вместе с этим он поддержал идею многоженства. Выступление главы ЦДУМ прокомментировал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Он высказался против изменения герба. А поскольку в связке шло и многожёнство, то коснулся и этой темы.
Вот что он сказал (цитирование - по Интерфакс-Религия): российская исламская община «имеет право на то, чтобы поддерживать свой традиционный образ жизни, который, как известно, включает в себя многоженство. Мы знаем, что оно де-факто в России есть, как было де-факто в Советском Союзе и было признано в Российской империи». В этом случае возникает определённая правовая коллизия, «но мудрость любого многонационального государства всегда состояла как раз в том, чтобы поддерживать в обществе многоукладность и не пытаться ломать через колено традиционный образ жизни того или иного народа, той или иной религиозной общины». «Впрочем, для православного христианина идеалом брака всегда был и останется союз между одним мужчиной и одной женщиной. Таков выбор религиозного большинства нашего общества, и об этом выборе всегда нужно помнить при всем признании существующих традиционных исключений». После поддержки Православной Церкви со стороны ЦДУМ в деле борьбы за нравственность (см. https://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=606&Itemid=20) было бы неприлично полностью зарубить их инициативу, поэтому отец Всеволод оказался в сложной ситуации. В итоге важность сохранения герба перевесила, и его высказывание по многожёнству оказалось предельно мягким. Между тем, хотя герб и является символом государственной преемственности, нет никакой беды в его изменении, если это действительно необходимо. Вероятно, от просьбы мусульман не стоило так вот сразу отмахиваться. Если мы считаем, что Россия - это наш общий дом, то, вероятно, и символика этого дома должна как-то это учитывать. А вот ситуация с многожёнством более однозначная. Является ли многожёнство потаканием блудному греху с точки зрения православного мировоззрения? Безусловно. Так получилось, что традиционный образ жизни многих народов связан с этим грехом. Увы, таково наше человеческое несовершенство. Человеку сложно не грешить. Но если у нас есть чёткое представление о том, что Бог - един, то и нравственный кодекс - один для всех. Это не означает, что признание многожёнства миром Ислама делает невозможным наш диалог с ним. И уж тем более нет поводов для конфликта. Но мы должны чётко понимать - что есть традиции нравственные, а есть безнравственные. Есть Божья правда, которая - больше традиций. И отношения с этой правдой у разных народов могут быть сложные. А в формулировке отца Всеволода получается, что Божьей правды нет, а есть правда национальная. В мире Ислама одна традиция, у нас - другая. И все хороши, просто каждая - для своего народа... В результате Бог растворяется в истории... И этим заканчивается Христианство... В этой перспективе оно - лишь одна из традиций... Это на уровне государства может быть лояльное отношение к многоженству исламских народов. Представитель государства мог бы сказать так, как сказал Чаплин. Но представитель Церкви - нет. | ||
Наверх |
Комментарии
Не так давно вышеупомянутый (точнее, ниже, учитывая порядок выстраивания комментариев здесь) Рамзан Кадыров говорил, что будет ресекать воровстро невест. Древний обычай. Да, не имеющий общего с исламом, тут никто не сомневается.
"Прогрессивно"? Вроде, да. Но при этом кое-что не договаривается.
Воровоство невесты почти всегда совершается по обоюдному согласию(или вообще всегда, иначе немыслимо - это была бы гарантированная вендетта). Почему?
А потому, что есть ещё такой "институт", как калым. И вот, возникает ситуация, когда парень с девушкой любят друг друга, но отец девушки заломил такой калым... Что парень, простой, допустим, тракторист, никогда его не соберёт. И тогда происходит "кража". А после через посредников начинают договариваться о снижении калыма.
Да, дикий обычай, но это способ защиты от другой дикости.
Поговорите со специалистами, этнографами, например - о. Всеволод Чаплин и другие заинтересованны е лица! Прежде чем произносить штампы про "де-факто в советское время...".
Так вот, если воровство невест будет пресекаться и, как говорится, "караться по всей строгости", а калым останется... И многожёнство разрешат...
Понятно, что это значит. Именно то, что девушек будут с полным правом покупать местные "олигархи". А молодым, но не столь богатым ребятам невест просто не достанется. Притом, что им их и так нехватает (см. один из предыдущих комментов). И что они будут делать? Понятен ответ, надеюсь.
Так что подоплёка всего этого - чисто экономическая, под прикрытием ислама.
Всё лучшее - толстосумам исламского мира, рабочим и крестьянам (хотя они тоже мусульмане) - шиш с маслом, а все издержки сбрасываются на остальную часть общества, на русских и прочих удмуртов, да и на татар тоже, и на всех остальных. Начинаются межэтнические конфликты - из-за женщин... Такой вот расклад.
И есть сильное подозрение, что "некоторые представители" мусульманского духовенства России, высказываясь за разрешение многожёнства, просто-напросто действуют в интересах своей олигархии. Вот и всё.
И, вероятно, "некоторые политики" - тоже. Ну, у них, политиков, вообще "работа такая".
Кстати, об отношении к многожёнству желательно спросить не только мусульманских женщин, но и мужчин - но простых честных тружеников, которым на калым заведомо не хватит. Их ведь тоже не слышно. А что они скажут?
Пока публичная инициатива за многожёнство исходит исключительно от мужчин - Аушев, потом Кадыров(ну, они - ещё ладно), а теперь уже духовное лицо - Талгат Таджуддин.
Интересно, что думают по этому поводу мусульманки. Хотелось бы выслушать их, только не девушек из аулов, которые, понятно, скажут, что их заставят сказать. А взрослых мусульманских женщин, желательно - имеющих вес, состоявшихся в политике, бизнесе, общественной деятельности, науке. Такие, наверно, у нас есть? Раз уж в теократическом Иране такие есть, и почти в любой другой мусульманской стране, где многожёнство уже давно, кстати, считается моветоном.
И кажется, нигде не говорится, что две и более жён лучше, чем одна.
Собственно, мужчин и женщин в мире примерно поровну, разница в той или иной стране, в зависимости от её специфики, может достигать нескольких %, не более.
При этом, везде и всегда на 105 мальчиков рождается примерно 100 девочек, и в возрастной категории до 25-30 лет мальчиков/мужчин остаётся больше. Потом уже более высокая мужская смертность ведёт к тому, что среди людей старше 30 больше женщин.
Поэтому многожёнство как система в принципе невозможно.
Я не мусульманин и, тем более, не мусульманский теолог, но могу кое-что предположить. Мухаммед ограничил допустимое число жён 4-мя, при этом сопроводив возможность повторных браков рядом условий, в т.ч. согласием первой жены.
Вполне возможно, что это была именно ограничительная мера. Ибо в языческом мире гаремы с многочисленными наложницами и бесправием женщин - явление обычное.
Сейчас среди российских мусульман - неофитов есть тенденция истолковывать это именно как разрешение на многожёнство. Обосновывая особенностями мужской физиологии. Сомневаюсь, что основы исламского вероучения толкуют именно так.
У самого Мухаммеда было 4 жены, на что часто ссылаются. Но, в общем-то, он женился в порядке социальной защиты женщин - родственниц, оставшихся вдовами (нормальная практика того времени), а вовсе не для получения дополнительных удовольствий.
А потом - если уж подражать Мухаммеду, то во всём. Так что для начала можно предложить мусульманам, ратующим за многожёнство, сперва стать столь же великими религиозными и государственным и деятелями.
Тогда, быть может, к ним и очередь из невест выстроится.
RSS лента комментариев этой записи.