Сумрак музейной ночи |
19.05.2011 г. | ||
Международный день музеев приходится на 18 мая. С 2001 года к этой дате была подвязана идея ночных музейных гуляний. Началось это всё с Франции, а в 2005 году французы выдвинули идею ежегодного проведения Международной музейно-выставочной, культурно-образовательной акции "Ночь музеев". Эта идея была утверждена Советом Европы и с тех пор проводится под его патронажем. Московские музеи присоединились к акции в 2007 году. С 2008 года «Ночь в музее» стала ежегодной и проводится в Москве в третьи выходные мая.
В день акции работа музеев продлевается до часа ночи. Музеи стараются приурочить к этому дню что-нибудь особенное: особую программу показа или уникальную экспозицию. Акция довольна популярна. Посетителей в ночное время оказывается так много, что в некоторых музеях выстраивается очередь. Но вот какова природа этой популярности? Что заставляет человека идти ночью в музей? Эксклюзивная программа этого вечера, конечно, играет роль, но не она - главная мотивация. В эту ночь посетить музеи можно бесплатно... Но и это вторично. Главная же причина заключается в том, что обычно в музеи ночью не ходят. Т.е. людям предлагается совершить нестандартное, довольно противоестественное действие(ведь ночью хочется спать), поступок с обывательской точки зрения сомнительный... Такой вот ни к чему не обязывающий вызов. В результате в музей попадают и те, кто иначе бы в него никогда не пошёл. Подстёгивается интерес к музеям. Это хорошо. Но мало кто задумывается, какую дополнительную нагрузку несёт в результате подобных акций вся наша культура. Наше культурное сознание приучается к экстраординарности. Нас стимулируют шоком. Метод, конечно, действенный... Но мы потихоньку привыкаем реагировать только на шоковые раздражители. Нормальны порядок вещей начинает вызывать скуку и сон. Нормальные действия банальны и потому отторгаются. И что остаётся в остатке? О, кроме «ночи музеев» наша культура обогащается музыкой, в которой в качестве инструмента выступает Эйфелева башня (ссылка). Или постановками, где актёр по-настоящему напивается на сцене, начинает буянить, а потом засыпает, как это недавно случилось в Швеции... (ссылка) Без подобных «творческих замыслов» привлечь наше внимание уже затруднительно. А что будет дальше? Есть определённые основания считать, что дальше нас ждёт смерть культуры. И только ли культуры. Если всё время увеличивать дозу (а шок - это разновидность наркотика), то рано или поздно она окажется смертельной. Совокупное человечество вряд ли в этом плане сильно отличается от отдельного человека. Справка по истории акции "Ночь в музее" | ||
Наверх |