Эталонированное искусство |
Исследование - и даже как бы феноменологическое - о группе АББА и её пылких поклонниках Вот пример - прехарактернейший! - смены ценностей, наблюдаемой сегодня у нас в стране. Был у меня знакомый инженер по газо-водо-снабжению. В Нижнекамске работал. Был он там ведущим специалистом. Пьяный, когда сюда в Волжский в отпуск приезжал, не раз хвалился: "Я там царь и бог!" Ну и молодец! Так вот склонила жена этого моего знакомого к тому, чтоб уехать в Америку. Уехали. Через какое-то время узнаю: обустроился мой знакомый на новом месте. И, как пишет он своей, оставшейся здесь, сестре, очень даже неплохо: бывший царь и бог Нижнекамский теперь - ливрейный шофер у тамошнего миллионера! (Кстати, тоже из наших бывших). Рассказываю эту историйку тем, кто хорошо знавал этого отставного, значит, инженера. И мне на мои недоумения над такой метаморфозой отвечают: "Ну и что?! Ты же не знаешь, сколько он там получает!" Не знаю, уважаемые, не знаю. И - знать не хочу! Надеюсь, вы через это мое нежелание не заподозрите меня в боязни потревожить мои потаенные завистливые чувства? Да, герой нашего времени - увы, увы, увы! - это Хорошо Зарабатывающий Человек. Как в песенке поется - "Будь ты дилер, будь ты киллер - только б в дом побольше приносил!" Может, скажете, что я все несколько преувеличиваю, утрирую? С таким упреком я не соглашусь: действительность еще гаже, чем я про то говорю. Но если кто из вас скажет, что взгляд мой бывает односторонним когда-то - с этим я, может, и соглашусь. Вот, например, такой феномен духовной жизни современного человека, как шведский эстрадный ансамбль АББА. Как можно рассматривать этот феномен? Меня так вот и подмывает сказать всю жесткую, голую правду про причины исключительной популярности этого ансамбля. Да, хочу я сказать, да - все их песенки - действительно hit'ы - они действительно попадают в самую точку! Какие аплодисменты! Какие вскрики в залах! И это - во всем мире это так! Только попадание это в точку - то есть сильнейший этот душевный отклик на эти песенки - это объясняется отнюдь не какими-то там особыми мелодическими достоинствами этих песенок или каким-то особенным их содержанием (то есть мыслями-чувствами, выраженными словами) Нет, совсем не это тут главное! Главное тут - это идеальная спетость и идеальная сыгранность этого ансамбля - ну, просто невероятная спетость и невероятная сыгранность! Даже будто и не люди это поют - какие то есть мы с вами - а какие-то новые, выведенные через клонирование в каких-то там таинственных лабораториях, ну, абсолютно безупречные мужчины и женщины - ну, прямо в живую плоть воплотившиеся прекрасные эти Кены и эти прекрасные Барби! Да, в цивилизованном человеке квартет АББА затрагивает наисокровеннейшие струны его души! Ведь чем живет душа современного человека? О чем она больше всего мечтает... - нет, не мечтает, - вернее будет сказать так: чем больше всего озабочена душа современного человека? Чем?! А вот чтоб, значит, соответствовать! Чему это соответствовать?! А то вы будто не знаете, чему! Знаем или не знаем? Знаете! Ну так чему же? Эталону! А какому это эталону? Современному - вот какому! А какой он - этот современный эталон? А это когда можешь идеально функционировать! Когда то есть в тебе способность - к высокому профессионализму, - когда можешь ты идеально исполнять порученную тебе работу! Так идеально исполнять ее, как это делают все участники ансамбля АББА! Этот эталон - это фундамент сознания и даже подсознания современного человека, - это то есть наисокровеннейшая струна его, так сказать, души! Наисокровеннейшая - потому как душа эта уже очень крепко усвоила главное про этот мир: в нем, чтоб жить, надо уметь - надо всегда быть готовым - во всех случаях жизни! - адекватно реагировать на требования этого мира! Основное же требование на сегодняшний день... - ну, мы уже сказали про это. Способен ты на это? Значит, ты способен быть. В том смысле быть, что будешь ты иметь определенное гарантированное вознаграждение за исполнение своей функции. Понятно? Само-собой... Можно так вот именно услышать ансамбль АББА? Можно! Но это, признаюсь, будет уловление не всего того, что есть, так сказать, у АББы за душой. Ведь звучит - как явственно звучит там у них еще и грустинка такая вот - бесконечно нам близкая! Помните эту грустинку - когда они поют "Money, money, money..."?! "Да, да, - звучит в этой грустинке, - таков - увы, увы - этот наш мир! И в нем - увы! - всем нам приходится... - приходится так, как приходится!" Да, выходит, что в душе у участников АББы - не одни только money, money, money! И АББАисты это не только своей этой песней доказали, а еще и на деле. Им вот как-то предложили вновь собраться - чтоб петь - 2 миллиарда долларов за это пообещали! И что вы думаете? Наотрез отказались! Объяснений отказа - никаких. А они и не нужны - и так все понятно: ну сколько можно быть нелюдьми - ради этих "money, money, money"?! Понимаем, понимаем мы АББу тут! Мы это... тоже бы отказались быть нелюдьми - только вот... - не можем мы позволить себе этой роскоши! М-да... Вот судишь ты так уверенно, заносчиво даже, про что-нибудь и - ни тени в тебе сомнений про свою правоту! Но, бывает, потрешься так это промеж разных людей, поговоришь ты с ними - глядишь, они тебе и помогут на то, с чем ты давно уже знаком, на то, про что у тебя уже есть совершенно определенное мнение, - взглянуть на то как-то несколько и иначе. Скажут вот когда вам, что, мол, не знаете вы, какое убожество все эти Алены Апины или Маши Распутины, а говорите такое вот совсем странное про АББу! Этот ансамбль - это ведь не попса какая-нибудь низкопробная - ну, для низов которая уж совсем! Это ведь АББА, понимаете?! Вы их слушайте! Слушайте непредвзято! И после таких вот увещеваний начнешь ты тогда думать, думать... И приходят тогда тебе в голову мысли про АББу другие... "Да, - говоришь ты себе, - ансамбль АББА - это искусство для хороших людей - для людей нормальных. АББА - это, конечно, не Роллинг Стоунз, от слушанья которых всегда впечатление какой-то групповухи. АББу же вот слушаешь когда - на память тебе могут прийти слова великого Гете - помните в школе учили? - "Ничто человеческое мне не чуждо!" Вот и нам тоже - именно так: и у нас все путем, все - как и у людей! АББА, АББА! Вся жизнь наша с вами - в их песнях! Да, вся-вся эта повседневность наша в них! Жизнь эта наша - она не очень-то нас балует! В этой жизни приходится вертеться и вертеться - чтоб удержаться на плаву, чтобы не рухнуть под ее динамичным этим напором! Но как бы очень порой туго ни приходилось в этой жизни, эти молодые мужчины и эти молодые женщины (а они - это мы, мы с вами!) - они (то есть мы!) не пропадут, - не пропадем! Какой великолепной бойцовскостью веет от их искусства и от самого этого их облика! Какие они все великолепно поджарые! Какая дивная упругость всех, всех их мышц - ну, что в их лицах, что в их ягодицах! Какая готовность держать удар! Да, великолепная готовность мгновенно отреагировать на те сюрпризы, которые все подкидывает и подкидывает нам эта жизненка! И еще во всем их облике - сознание всех этих своих достоинств, - которые сегодня так человеку совершенно необходимы! Нет, они не похваляются своими достоинствами - зачем это им? Но они, конечно, имеют все основания поглядывать в зал с этой вот их скромной - это публике очень импонирует, ребята, не забывайте же, падлы, про это на сцене, мать вашу! - скромной, значит, этой победительностью! Да, они, этот квартет, эти четверо, - они замечательны каждый в отдельности: каждый из них - экземпляр! Но они уже совсем несокрушимы, когда они вместе! Несокрушимы - через эту свою товарищескую спайку, через замечательную развитость в них того, что называется "чувством локтя"! Да, такие и когда они так вот все вместе, - они застрахованы от всех неожиданностей - такие не пропадут! Не сомневайтесь - в любой ситуации сумеют себя мобилизовать! Эти девушки все выдержат, все преодолеют, через все пройдут - и все-таки останутся такими вот, какими мы с вами и видим их сейчас, - любящими жизнь, знающими ей цену - в смысле, знающими, что в этой жизни почём! Ну, а сейчас, ребята, когда вы через песни АББы смотрите на свою жизнь как бы со стороны и когда через песни эти их все чуете, что, начни вы сейчас бабки подбивать всему, чего вы достигли, - выйдет очень даже и не слабо! - сейчас, ребята, отдохните, расслабьтесь: потанцуйте, ребята, потанцуйте! Ну и выпейте - чего уж там! И закусите - хорошенько! Бросьте вы думать, хоть сегодня, о форме-то своей! Не будьте ж вы педантами! Ну и, конечно, пофлиртуйте, пофлиртуйте, ребята! Можно! Вы это вполне заслужили! "Саня, вруби на полную!" Вы что-то там хотите сказать? Ну, я же в ваших глазах читаю ваши мысли! Хотите сказать, что я сейчас перечислял родовые признаки мещанства? То есть тех, кто принимает бытие таким, какое оно есть? (от чего и происходит это слово обыватель, = мещанин). Вы хотите сказать, что обыватель и есть герой нашего времени? Согласен, согласен с вами! АББА - это искусство для мещанства - мещанства века технологического общества. (К залу) А вы, молодой человек, хотите что-то добавить? Хотите сказать, что дух АББы - это советский оптимизм и жизнерадостность, стойкость, устремленность в будущее, нормальность и все такое прочее, - только все это маленько на буржуазный лад? Что при всей разнице буржуазного и советского духа существо их одно - ограниченность? Спорить с этим, естественно, не буду... Согласен с вами: нет никакой сущностной разницы между песнями советского времени и песнями сегодняшнего Запада: и здесь и там - неподлинность, неорганичность, заурядность (об исключениях сейчас не будем говорить). Согласен с вами: подлинное искусство - народное ли оно, или элитарное - оно всегда о главном в человеке: о его стремлении к свободе, о его стремлении быть самим собой - о его усилиях этого достичь! Согласен с вами: назначение человека - это не приспособиться суметь к окружающей жизни, а разбиться об эту жизнь в своей попытке сбыться - сбыться так, как этого хочет - как к этому стремится, презрев все прочие соображения, - твоя душа! Может, кто скажет, что не надо ко всей сегодняшней меркантильности, пошлости, вульгарности быть слишком уж таким совсем беспощадным? Все, мол, это некрасивое было присуще человеку испокон веков: есть же в библии рассказ о Содоме и Гоморре? А кто-то, может, еще и добавит - нужно, мол, быть вообще к людям добрее, снисходительнее... На первое увещевание отвечу так: да, конечно, сколько человек существует веков, - столько веков и ставят ему в вину все его некрасивости, всякого рода то есть его приземленности. Но - ведь в вину! В вину ему все это ставилось! А что сейчас?! Ведь все низменное в человеке сейчас всяко распаляется! Всеми! Что мы слышим и видим последние 10-15 лет по радио и телевидению?! Что лежит на книжных прилавках?! Что находите вы на страницах газет?! Прежде государство ориентировало общество на подлинные нравственные и культурные ценности. Надо, правда, уточнение тут сделать, что советское государство общечеловеческие нравственные ценности подавало своим гражданам в несколько упрощенном варианте - в виде морального кодекса строителя коммунизма, но сама суть этих ценностей оттого-то менялась совсем не радикально! Что касается художественных ценностей - да, государство предпочитало такие, которые до известной степени уже стали ценностями музейными, - академическими то есть ценностями. Те же ценности, которые создавались из материала живой жизни... - да, некоторые из них общенациональным достоянием не становились. Бывало - и совсем-совсем не редко - что за художественные ценности выдавалось то, что таковым отнюдь не являлось. Примеры вам известны. Ну, хотя бы те скульптуры, которыми украшались парки культуры и отдыха в наших, советских, городах. Чего в этих скульптурах больше - глупости? наивности? лицемерия? Там, думаю, все это присутствует. Плюс, конечно, художественная бездарность. Но надо сказать ведь, что и не ставилось того же пошиба художественного бетонных памятников Элвисам Пресли - с выпирающими сквозь джинсовые штаны ихними мужскими достоинствами! Тут-то уж вообще одно препохабство только, так или нет? А ведь духом этого - чресловозбудительного - «искусства» пропитано все наше настоящее - все без исключения! Да, именно эти, сексофонящие в стиле Пресли - они восседают сегодня на Парнасе. Положение, которому, я думаю, надо всяко, всяко сопротивляться. Хотя соглашусь, если кто скажет, что самое действенное оружие в борьбе с пошлостью это не обличение ее, а противопоставление ей настоящего. А я и пишу эту работу с тем, чтобы напомнить-поговорить о настоящем. Только считаю вот нужным все время еще и указывать на то, что есть ему (настоящему) противоположное. И делаю это потому, что сегодня - в силу общей специфики технологического общества и в силу специфики общественно-политического момента, переживаемого нами в России, - сегодня настоящему как никогда трудно существовать. | ||
25.05.2011 г. | ||
Наверх |