ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  

О гражданстве

Печать
АвторАндрей Карпов  

Мы дорожим тем, чего можем лишиться. Можно ли сказать это о гражданстве? Можно ли использовать гражданство как механизм повышения эффективности социума?

Григорий Малянтович (1908-1980) Советский паспорт

Неразумно забывать о прошлом. Даже о таком, которым нельзя гордиться. Его ошибки должны стать нам наукой.

Одна из характеристик советского строя – обязаловщина, принудительная организация общественной жизни. Человек детерминировался извне. Среди прочего, он, например, обязан был учитья (получить хотя бы восьмилетнее образование), затем был обязан работать. В действительности же эти обязанности были лишь тенью декларированных прав, через свою всеобщность получивших почти мистический характер внешней определяющей силы. Учителя плакали от учеников, не желающих учиться, но которых они были вынуждены перетаскивать из класса в класс. Люди научились «числиться» на производстве, получая положенный оклад, но отнюдь не заработную (в смысле – заработанную) плату. Всеобщность права на образование и права на труд оборачивалась обязанностью власти попустительствовать неэффективному использованию этих прав. Человек, пренебрегающий своим правом, не мог быть его лишён.

Из этого следует вывод, что декларация всеобщего права, т.е. права безотносительно к людям, подпадающим под его действие, способствует развитию потребительского (безответственного) отношения к своим правам. Всеобщность допустима в виде, скажем, права на медицинское обслуживание, где всякий пациент – потребитель, лицо, от которого не требуется отдачи. (И то, возможны оговорки: нормальное функционирование системы здравоохранения предполагает профилактику – прививки, флюографию и т.п. Подчиняться профилактическим мерам – обязанность каждого человека, желающего, чтобы государство не снимало с себя заботу о его здоровье.) Там же, где обратная связь значима, где именно она и заключает в себе смысл права (право на образование нужно желающему учиться, право на труд – имеющему нужду в работе), всеобщность недопустима. 

Демократическое общество, легко расставшись с всеобщностью социальных прав (если и не на словах, то на деле), бережно лелеет всеобщее избирательное право; оно и кумир и сердце современного строя Российского государства. Между тем, гражданство (а именно эта категория – основание избирательного права) это система с обратной связью. От гражданина как бы многое требуется – от военной повинности до простого подчинения действующему законодательству. Всеобщность же и здесь способствует развитию потребительского отношения. Граждане, то есть мы манкируем своими обязанностями. Мы выбираем того, кто больше нам обещает, а это – безответственность. Чем ниже уровень власти, чем ближе она к народу, тем меньше у народа интереса к выборам (а ведь это противоестественно !!!). Всё это свидетельствует о том, что выборы превратились в сценическое действо и перестали быть формой самоорганизации общества. Мы перекладываем ответственность за всё происходящее в стране на власть, мол, это её обязанность добиваться, чтобы все жили хорошо, а сами при этом гнём каждый своё, не задумываясь об общем благополучии. Власть у нас постоянный объект для критики. Законы не исполняются ! А они и не могут исполняться, ведь мы, граждане, живём не по законам, а так, как нам удобнее. Гражданская безответственность стала правилом жизни. Причина же – всеобщее и равное избирательное право. Как нерадивый ученик не дорожит правом на образование, так и мы не дорожим своим правом быть гражданином. 

Отсюда – печальное положение России в настоящее время. Что есть Россия, наша родина хотя бы в географическом смысле этого слова? 

Мы не можем определить Россию через территорию, находящуюся под её юрисдикцией. Ибо часть территории, с точки зрения международного права находящаяся внутри неё, эту юрисдикцию над собой не признаёт (Чечня). К тому же, Россия позволяет обсуждать вопросы о принадлежности к ней других своих территорий (Курилы). 

Россия неопределима через народ, ибо русские в ней не признаются государственно-образующей нацией.

Неопределима она и через вероисповедание – там, где Церковь отделена от государства, не может быть государственной религии. 

Не существует никакой идеи, объединяющей насельников России. 

Можно сказать, что Россию образует некий уклад жизни, психологический строй общества. Однако констатация эта печальна, так как наш уклад есть следствие падения советской системы и поэтому мы склонны не к консервации его, а к преодолению. 

Гражданство в такой стране внутренне пусто. Оно – не более чем идентификация человека в качестве продукта распада, ибо всё, что нас окружает в государственном обустройстве, носит этот же знак. 

Чтобы превратить гражданство в силу, способную организовать общество, склонное к разложению, надо изменить его всеобщности. Стоит только признать само собой разумеющееся: гражданин России не может воевать против своей страны; он не может делать то, что противоречит её интересам; он не может клеветать на народ, создавший эту страну. 

Обретение гражданства (=избирательного права) не должно быть каким-то физиологическим процессом: родился в России, следовательно, её гражданин. Согласие человека быть гражданином должно быть осмысленным актом. По достижении совершеннолетнего возраста человек даёт присягу своей стране, которая и делает его гражданином. 

Немаловажный вопрос – кому присягать. Логичнее всего приносить присягу Лицу. Ибо присяга – своего рода обещание, а обещания человек даёт человеку. Но Лицо, которому можно было бы присягнуть, это – Царь, а наша страна его, увы, лишена. Ни один президент не заслуживает присяги, ибо придёт день смены его президентству. Бессмысленно присягать месту, должности (т.е. президенту или правительству вне зависимости от персоналий), - это пустая форма. Личность наполняет власть содержанием, и оно может быть различно. 

Нельзя присягать Конституции, ибо это бумага. Текст, написанный на этой бумаге, не потерпит ущерба, если клятва впоследствии будет нарушена. 

Нельзя присягать ни обществу, ни народу, так как оба этих субъекта – собирательные, и, следовательно, являются среднестатистической, мифической величиной. 

Таким образом, в полной мере ощутить благодатность присяги, как лишённым монарха, нам не дано. Мы можем пользоваться ей лишь в усечённом виде, - присягая стране, тому субъекту, о котором надлежало бы печься монарху, если бы он у нас был, и в отсутствии которого мы все, – т.е. каждый из нас – являемся его местоблюстителями. Нам отдана на сохранение эта страна, и значит, в своей присяге мы должны поклясться не приносить ей хотя бы умышленного вреда. В противном случае человек порывает гражданское отношение между собой и этой страной, зачем же ему при этом оставлять избирательное право? 

Следует признать нормальным общество, состоящее из граждан и лиц без гражданства. Отсутствие гражданства исключает очень немногое. Пожалуй, только право избирать и быть избранным, а также право назначаться на государственные должности. (Это естественно: чиновник обязан работать на благо страны, следовательно, он должен быть гражданином). 


Не должны иметь гражданство следующие лица: 


А) не принесшие присягу. Тот, кто не хочет называться гражданином России, не обидится, если и Россия не назовёт его таковым. 

Б) совершившие должностное преступление. Чиновник, который ворует или берёт взятки, не видит блага государства за собственным благом. Такой человек в принципе не может быть чиновником. А тот, кто в принципе не может быть служащим у государства, не может быть гражданином. (Гражданин – потенциальный чиновник, это не означает, что все граждане должны состоять на государственной службе). 

В) совершившие действия в пользу другого государства. Иногда это называется государственной изменой. Измену доказать сложно, поэтому надо просто перечислить действия, при которых государственная измена возможна, и избегать их. 

Г) имеющие иное гражданство. Двойное гражданство недопустимо. Слуга не может служить двум господам. 

Д) состоящие в международных организациях – как личности, а не по должности. Представитель России в ООН – должностное лицо, член международного клуба – лицо частное. Международные организации и создаются для того, чтобы ограничивать суверенитет местной власти в той или иной области. Лицо, которое по собственной инициативе занято ограничением суверенитета своей страны, не может быть гражданином. 

Е) получающие средства от иностранных правительств или международных организаций. Речь идет о личном, целевом вознаграждении, а не о гуманитарной помощи. Говорят: кто платит, тот и заказывает музыку. Поражение в правах необходимо и для персонала иностранных компаний, по крайней мере, для менеджеров высшего и среднего звена. В коммерческой деятельности экспортно-импортные операции (оплата иностранцами услуг российских компаний) следует считать нормальной практикой, но взнос иностранными юридическими и физическими лицами в уставной капитал (покупка ценных бумаг) должен расцениваться как субсидирование высших менеджеров компаний-реципиентов с вытекающим отсюда лишением гражданства. 

Ж) совершившие тяжкое преступление (убийство, насильничество) 

З) участвовавшие в деятельности преступных группировок (мафии), если, конечно, мы не хотим иметь криминальное государство. 

И) выступавшие публично против своей страны, русского народа, Православной Церкви. Тот, кто не признаёт истории своей страны, не может быть её гражданином. 

К) Тот, кто клевещет на должностное лицо, не может быть гражданином. Недопустимо порочить власть, достаточно действительно имеющихся недостатков, чтобы было о чём говорить. Распространение любой ложной информации о государственных органах должно караться лишением прав. 

Л) Отказ от военной службы должен означать отказ и от гражданства. 


Список не должен быть очень большим. Идея проста: или ты со своей страной, сопереживаешь и соработаешь ей, и тогда ты, как гражданин, имеешь в ней право голоса. Или ты просто проживаешь на её территории. Это научит нас гражданской ответственности. А там, Бог даст, и наладится наша жизнь.

16.03.2010 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение