Пиксель в пространстве городской архитектуры |
Культурный концепт и его смыслы Стремительно прорастая в поле современной культуры, цифровая форма все в большей мере составляет не план выражения, а план содержания. Во многих художественных системах культуры происходит реверсивный процесс семиозиса, где референтом, в конечном итоге, является сама цифровая форма. Для архитектуры как культурного феномена речь уже идет не только о тотальной оцифровке существующих архитектурных объектов или компьютерной репрезентации проектов художественного освоения городского пространства, но о принципиально самодостаточных «стилистических фигурах» цифрового характера в архитектурных «текстах». Уже нередко можно наблюдать, как физическая вещественность и стилистическая архитекстуальность (принадлежность к родовой категории, т.е. к архитектуре) [1] становятся лишь способом материализации цифровой формы на языке архитектуры. Одной из таких «стилистических фигур» цифрового «текста» архитектуры является пиксель. Термин «пиксел» в компьютерной графике означает наименьший элемент изображения, характеризующийся пятью цифровыми параметрами: координатами по горизонтали и вертикали, и яркостью красного, синего и зеленого цветов. В этом значении каждый пиксел представляет собой крошечную точку среди миллионов других точек, составляющих цифровое изображение. Пиксел становится видимым лишь при значительном увеличении формата отображения, которое проявляет зернистую структуру изображения, превращая точку в однотонный квадрат. Однако, именно эта его гипертрофированная и дефектная «репродукция» приобретает особую значимость в современной цифровой культуре. Более того, нельзя не согласиться с футурологом и аналитиком Э.Золли (Andrew Zolli), который так оценил пиксельную культуру: «Примитивные принстонские пиксели ... отметили начало радикальной трансформации в том, как мы представляем и видим мир. С тех пор мы научились формировать пиксели, чтобы отражать «реальный» мир, равно как и вновь собирать этот мир из стандартных частей, очень похожих на те фосфоресцентные точки. Они стали одновременно и зеркалом, и линзами, отражающими и формирующими реальность. Результат - мир, соответствующий тому типу достоверности, которую передают пиксели. (перевод - Е.Н.)» [18; 44]. Из разноцветных квадратиков собираются не только картинки старых 8-битных компьютерных и современных мобильных видеоигр, но и образы цифровой живописи, созданные с помощью растрового графического программного обеспечения, с нарочитым редактированием изображений на уровне пикселя. Специфическая «клетчатая» фактура пиксельного «теста» становится основой «цифрового импрессионизма», в котором «сама технологическая подоплека искусства становится эстетическим посланием» [10]. Важна динамическая составляющая пикселя: пикселизация как маркирование запретного или состояния демонстративного рассыпания материальных и смысловых целостностей на лишенные собственного содержания пиксели и их последующая рекомбинация в иных последовательностях и с другими смыслами. В этой ипостаси «пиксел» фонетически трансформируется в «пиксель» и становится минимальным элементом цифровой живописи и сущностной характеристикой пиксель-арта. Образы, созданные в технике пиксель-арта, отличаются яркой, но ограниченной (стандартно не более 16 цветов) палитрой и отсутствием «сглаживания», т.е. акцентированной «ступенчатостью» контура и внутренних границ. «Хаокосмос» пиксельной мозаики выступает отныне в качестве визитной карточки любой цифровой формы - от веб-архитектуры до архитектуры высотного здания, т.е. в качестве наглядной визуализации всей цифровой парадигмы культуры и искусства. Пиксель идеально подходит для репрезентации культуры, которая состоит из универсальных элементарных блоков, комбинируемых и рекомбинируемых элементарных смыслов, и которая исчерпывающим образом описывается набором цифр в двоичном коде как цифровая схема всего. А.Моль называет «эту культуру "мозаичной", потому что она представляется по сути своей случайной, сложенной из множества соприкасающихся, но не образующих конструкций фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью (опорные идеи, ключевые слова и т.п.)» [5; 45]. В качестве культурного концепта пиксель весьма схож с «семантемой» (Ф. де Соссюр) особого рода, одним из двух типов вербализованных элементов культуры, который «обладает почти геометрической строгостью ... и напоминает кубик или столбик из детского строительного набора» [5; 49]. Семантемы такого типа могут группироваться только в определенные, ограниченные, строго заданные и узкие комбинации. Однако, в отличие от них, пиксели не обязаны комбинироваться в гармоничный, симметричный или другой геометрически/семиотически осмысленный текст; суть пиксельного сообщения в самой бессвязности, бессистемности, случайности присутствия унифицированных единиц. Этим же пиксельный «текст» отличается и от мозаики, которая с точки зрения законченного произведения образует упорядоченную систему образности. Скорее, пиксель обретает статус «мифемы» [4] как элемента коллективной легенды цифрового сообщества, и его проявление во внемифологическом культурном пространстве (в т.ч. дизайне и архитектуре) указывает на принадлежность формируемой им реальности к этой «n-битной» цивилизации. Пиксель как стилистическая фигура проникает в технику граффити, перекодируя грубую блочную фактуру стенной кирпичной кладки или каменной брусчатки в тонкие структуры пиксель-арта. Именно так на стенах колледжа в Нью-Джерси появились классические картинки из Нинтендо [15]. А на мостовой баварского городка 8332 плиты, окрашенные в 39 цветов, сложились в пикселизованную копию картины Василия Кандинского «Вальхайм Мариенплац» (проект архитектора Флориана Лехнера (Florian Lechner), 2008г.). Картина на брусчатке, кстати, как и положено пиксельной сущности, затем распалась на «пиксели», т.е. была разобрана и продана на аукционе «попиксельно» [9]. Пикселизация «реальной» реальности зашла уже достаточно далеко, чтобы в повседневном городском пространстве могла возникнуть инсталляция, соединившая трехмерные объемы реального (водокачка) и двухмерные проекции виртуального (плоские «пиксели» вытекающей из нее «воды») (пиксельная скульптура «Flowing Pixels» возле здания кампуса Нью-Йоркского университета) [16]. Пиксель как культурный концепт может декларироваться и в масштабе целого города - например, в рамках архитектурного проекта Линца - культурной столицы Европы, по всему городу были переоборудованы в гостиничные номера интересные, но неиспользуемые помещения (старые галереи, корабли в гавани, производственные цеха и пр.): все части/«пиксели» города репрезентировали свой элементарный элемент отображения единой истории города [7].
Степень экспансии пиксельной культуры наглядно иллюстрирует тот факт, что витражи на окнах Кельнского собора, созданные известным немецким художником Герхардом Рихтером в 2007 г., представляют собой абстрактные композиции из 11200 квадратных фрагментов-пикселей [2]. Пиксельная «мифема» заменила религиозный изобразительный канон, предложив первозданный неупорядоченный хаос вместо строгой гармонии конечного смысла, и распространила тем самым свою программу генерирования значений на территорию сакрального. У.Эко, анализируя архитектуру как знаковую систему, отмечал, что «архитектура исходит из наличных архитектурных кодов, но в действительности опирается на другие коды, не являющиеся собственно архитектурными» [12; 306]. Так геометрический код с присущими ему единицами первого и второго членения свойственен не только архитектуре, но «способен служить метаязыком для более синтетических кодов» [12; 293]. С другой стороны, очевидно проявление в архитектуре знаковой элементарной формы той или иной эпохи, универсального символа того или иного Большого стиля в культуре в целом. Начиная со второй трети ХХ столетия индустриальное общество с его конструктивными блоками и ячейками и постмодернистская культура в силу своей имманентной склонности к мозаичности предъявили квадрат в качестве единиц и первого, и второго членения в архитектуре ХХ столетия, независимо от ее локально-идеологического содержания (стеклобетонные американские небоскребы и панельные советские новостройки). Постиндустриальная культура предложила в качестве метакода геометрию компьютерно-генерируемого пространства и, соответственно, электронную версию квадрата - пиксель и его 3D-аналог - кубик. В отличие от монотонности совершенно одинаковых квадратов-блоков, квадрат-пиксель - яркий, подвижный. Комбинации разноцветных пикселей и мета-пикселей посредством изменчивости и вариативности вновь приобретают смысл абстрактной упорядоченности мира унифицированных «блоков». Не случайно такую популярность приобретают конструктор Лего и кубик Рубика, причем и тот, и другой помимо функционирования в игровой модальности проникают в дискурс искусства - как художественные картины, скульптуры и инсталляции. Кубик Рубика в таких случаях сам превращается в единичную форму, своего рода «дека-пиксель».
В свою очередь, «кило-пиксельный» кубик - уже настоящее здание главного офиса австрийской компании «Prisma Engineering» (Грац, Австрия, проект студии «Splitterwerk»). Все поверхности дома, под названием «Frog Queen», состоят из 25х 25 черно-белых «пикселей», т.е. почти квадратных алюминиевых панелей (67 x 71.5 см). Издали монохромная черно-серо-белая стена при близком рассмотрении распадается на квадраты с повторяющимися концентрическими узорами [17]. Пикселеобразные дома создавались и в доцифровую эпоху, например, 14-этажный дом «Nakagin Capsule Tower», состоящий из 140 отдельных капсул (японский архитектор Курокава Кишо, Токио, 1970 г.). Или даже целый жилой комплекс из нагромождения модулей «Habitat 67» (канадский архитектор Моше Сафди (Moshe Safdie), Монреаль, 1967). Однако, концептуально упомянутые выше квадраты относятся к категории пикселей лишь с определенными натяжками. До «настоящего» пикселя им не хватает фактуры, пропитанной электронным светом компьютера, и непрерывного движения, - всем своим существом отсылающих к киберреальности. В этом отношении ночной город со светящимися квадратиками окон в многоэтажных домах, - иконографический образ, который тиражируется современной культурой во всех медийных контекстах, - безусловно, является пиксельной структурой. Соответственно, фасады зданий не замедлили быть осмыслены и использованы в качестве гигантских экранов для видео игр и компьютерной анимации. Одним из наиболее известных является проект «Мерцающие огни» («Blinkenlights»), осуществленный в 2001 г. на фасаде Дома учителя в Берлине и в 2002 г. на фасаде Национальной Библиотеки Франции в Париже. Программно управляемые светящиеся и гаснущие окна составили матрицы из 144 и 520 пикселей, соответственно. Помимо постоянно меняющегося калейдоскопа цифровых изображений, эти архитектурно-световые инсталляции включали интерактивные приложения, позволявшие зрителям с помощью собственных мобильных телефонов писать на огромных экранах любовные послания, создавать пиксельные картинки и играть в знаменитые «пиксельные» видеоигры «Pong» и «Tetris» [13]. Так архитектурная функциональность была трансформирована в функциональность пиксельного отображения и сотворения иной цифровой реальности, кибер-действительности. Необходимо отметить, что сущностной характеристикой пикселя является не только цвет, но и свет, световая энергия, излучаемая или отражаемая. Любопытный пример - проект «Pixol» швейцарских дизайнеровDrzach & Suchy (2009г., Базель). Пиксельное изображение, проявляется под лучами солнца, а единичными элементами служат т.н. пиксоли (pixols)- «солярные пиксели» (квадратики солнечных батарей) и их тени. Пиксоли аккумулируют солнечную энергию и, одновременно, в зависимости от угла освещенности создают динамические фасады, на которых в течение светового дня пиксельные картины полностью изменяются, например, портрет Моны Лизы к вечеру превращается в портрет ее знаменитого автора (См.: http://www.youtube.com/watch?v=UWJXcjlVJkI&feature=player_embedded) [14].
Наконец, сами здания начинают воплощаться в архитектурных формах пиксельной реальности. Стены небоскребов облицовываются или собираются из материальных мета-пикселей, обладающих при этом всеми концептуальными характеристиками цифрового пикселя: квадратность, яркость, свет, динамичность, автономность и элементарность смысла, минимальная единица формы и значения. К числу таких архитектурных объектов относится барселонская башня «Torre Agbar» (2005 г.) известного французского архитектора Жана Нувеля (Jean Nouvel), лауреата Притцеровской премии. В башнеТорре Агбар» - 38-этажном офисном здании, похожем на толстую многоцветную сигару, - располагается штаб-квартира компании «Aiguesde Barcelona», контролирующей водоснабжение города, канализацию и прочую коммунальную инфраструктуру. Фасад «пиксельного» небоскреба состоит из двух слоев. Внутренний слой состоит из нескольких тысяч разноцветных металлических панелей со светодиодными устройствами освещения; благодаря сложным цветовым сочетаниям (до 16-ти миллионов цветов) возникает своего рода «пикселизованный» цвет/свет - дробный близи и сливающийся в целостную абстрактную композицию при взгляде издалека. Примечательно в этом контексте, что функциональные референции к системе семантически низких и физически грязных вещественных коммуникаций предстают как семиотическая оппозиция высоким электронным технологиям и чистоте «неземного» света. Наружный слой образован прямоугольными стеклянными панелями-жалюзи, которые двигаются, то открывая, то закрывая разные участки фасада. «Это создает эффект своего рода вибрации цвета и формы, здание никогда не бывает равно самому себе», отмечает архитектурный критик Г.Ревзин [8]. «Броуновское движение» поверхностных «пикселей» визуализирует запрограммированную изменчивость/ нестабильность формы, скрывающую содержание и саму являющуюся означаемым второго порядка (управляемый хаос) по отношению к жесткой механике внутренних коммуникаций - систем жизнеобеспечения, социальной организации и экологической обустроенности физического пространства. Статус башни «Торре Агбар» как архитектурного «мега-пикселя» подтверждает тот факт, что расположение 4400 окон небоскреба было определено компьютерной программой - генератором случайных чисел [11]. В этом же ряду стоит сооружение «My Dream, Our Vision» («Моя мечта, наше видение»), конкурсный проект павильона World Expo 2010 в Сингапуре (сингапурской компании Design Act). Для создания «воздушного» эффекта для здания, которое его создатели неофициально называли «Digital cloud skyscraper» (небоскреб «Цифровое облако»), было использовано 3866 кубов разного объема и разной прозрачности [6]. Сияющие разными цветами и оттенками мета-пиксельные модули «цифрового облака» составляли знакомый паттерн абстрактной пиксельной живописи. Другую высотную башню, еще находящуюся на стадии проекта, которая носит название «Mahanakhon» (мегаполис) и должна быть возведена в столице Таиланда Бангкоке в 2012 г., уже сейчас называют «пиксельным небоскребом». Выщербленное спиралью «пиксельной ленты» по всей своей высоте здание классического модерна отсылает к образности «выбитых пикселей» из компьютерных «строительных» головоломок и, кажется, своим видом готова служить воплощением компьютерной антиутопии «Нашествие пикселей» («Pixel Stars invade NY», Onemoreprod& Patrick Jean), в которой под натиском 8-битных персонажей из известных видеоигр вся застройка американской столицы рассыпается на кубики-пиксели в соответствии с концептуальными сценариями «Pac-man», «Arkanoid»,«Tetris» и т.п. «Мы живем в мире образов, и техника лишь служит их материализации», прокомментировал свои работы Жан Нувель [3; 10]. И главным образом-концептом цифровой культуры оказывается технически примитивный, но обладающий высокой семиотической валентностью пиксель, этот разноцветный «Черный квадрат» Гипер-Новейшего времени.
Список литературы: 1. Женнет Ж. Палимпсесты: Литература второй степени, М., 1982. 2. Карташев И. Пиксельный витраж. [Эл. документ http://net.compulenta.ru/330890/, дата обращения 30.05.2010]. 3. Кузнецов Е. Нувель стал притцкероносцем//Недвижимость и Строительство Петербург", №13(497) 07.04.08. 4. Леви-Стросс К. Мифологики. Сырое и приготовленное. М.: Флюид, 2006. 5. Моль А. Социодинамика культуры. М.: КомКнига, 2005. 6. Небоскреб «Цифровое облако» в Сингапуре. [Эл.документ http://www.infuture.ru/article/1904] 7. Пиксель-отель. [Эл. документ http://www.austria.info/ru/otkryt-avstriju-dlja-sebja/piksel-otel-1127704.html, дата обращения 31.05.2010]. 8. Ревзин Г. Приручение небоскреба //Проект Классика.XVII-MMVI -20.03.2006. [Эл. документ http://www.projectclassica.ru/v_o/17_2006/17_2006_v_02a.htm, дата обращения 31.05.2010]. 9. Самая большая репродукция Кандинского. [Эл. документ http://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080823_reproduction_kandinsky.html, дата обращения 31.05.2010]. 10. Тетерин С. Чувственный пиксел или цифровой импрессионизм. [Эл. документ http://www.teterin.ru/wienmob/, дата обращения: 30.05.2010]. 11. Торре Агбар - Небоскреб в стиле Hi-Tech. [Эл. документ http://lifeglobe.net/blogs/details?id=739, дата обращения 31.05.2010]. 12. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: «Симпозиум», 2004. 13. Blinkenlights. [Эл. документ http://blinkenlights.net/blinkenlights, дата обращения 30.05.2010]. 14. Drzach & Suchy. Pixol. [Эл. документ http://www.drzachsuchy.ch/piksol/, дата общения 31.05.2010]. 15. Each brick is a pixel. [Эл. документ http://uaddit.com/discussions/showthread.php?t=725, дата обращения 31.05.2010] 16. Flowing Pixels [Эл. документ http://www.neatorama.com/2008/04/25/flowing-pixel-a-pixel-art-sculpture/, дата обращения 31.05.2010]. 17. Frog Queen. Splitterwerk . [Эл. документ http://splitterwerk.at/database/main.php?mode=view&album=2007__Frog_Queen&pic=02_words.jpg&dispsize=512&start=0,дата обращения 31.05.2010] 18. Zolli, Andrew. Pixel culture// American Demographics, June 2004.
__________________________________________________________
Первая публикация: Эстетика архитектуры и дизайна. Материалы Всеросс. научно-практич. конф. – М.: Архитектура-С, 2010. С.201-206.
| |||||||||
13.09.2011 г. | |||||||||
Наверх |