Центральная натура |
19.09.2011 г. | |
В 2011 году исполнилось 200 лет со дня рождения В.Г.Белинского. Резюме юбилея
Уникальное это все-таки явление в истории русской культуры – Виссарион Белинский! Литературный критик, он по масштабу своей деятельности далеко превзошел скромные границы этого жанра. Судьбой и своим гениальным талантом он был поставлен в средоточие культурной жизни России своей эпохи. И.С.Тургенев назвал Белинского «центральной натурой», «одним из руководителей общественного сознания своего времени». В эту эпоху литература имела для русского общества небывалое дотоле значение. Это был и путь к самосознанию, и поиск ответов на философские вопросы, и духовные устремления, и высокое искусство, основанное на художественной образности. Когда Белинский начал свою критическую деятельность, в первой половине 1830-х годов, это была пора расцвета пушкинского творчества, появлялись ранние произведения Гоголя. Словом, «золотой век» русской литературы только начинался, поэтому и у критики была великая роль. Дело не только в том, что Белинский был способен мгновенно давать меткие и прозорливые оценки тех или иных произведений и видеть в них такие глубокие пласты содержания, которые были недоступны другим. Хотя, конечно, это самая важная и привлекательная часть его работ. (Показательно замечание Л.Н.Толстого, который, читая Белинского, признался в своем дневнике в 1857 году: «Статья о Пушкине – чудо. Я только теперь понял Пушкина»). Он был и теоретиком литературы, объяснившим обществу, что такое художественная литература («изящная словесность»), созданная на образной основе, что такое истинная поэзия, в отличие от «риторики», как художественность связана с народностью литературы. Искусство есть мышление в образах; народность – это выражение духа народа; если изображение жизни верно, то оно народно – эти азы, кажется, нам были знакомы всегда. Однако именно Белинский высказал русской публике эти основополагающие истины и потом боролся за настоящее искусство, противопоставляя «сотворенные», «рожденные» произведения «сделанным», «смастеренным», и за истинную народность литературы. Во многом это была борьба за новую, реалистическую эстетику, за «поэзию жизни действительной», самым ярким представителем которой был Гоголь и которая стала основой дальнейшего расцвета русской литературы. Таким образом, он создал в русском обществе основы понимания художественной литературы, и мы до сих пор во многом видим литературу глазами Белинского. Деятельность «неистового Виссариона» – это не только его собственные работы, его собрание сочинений, но и взгляд общества на литературу и в какой-то степени и сама литература «золотого века» – в том виде, в котором она в итоге была создана. Ведь уникальность Белинского еще и в том, что он едва ли не единственный критик, который не только оценивал произведения литературы, но и оказывал реальное влияние на ее развитие, на творческие судьбы писателей. Особенно большое значение имела его многолетняя «борьба за Гоголя», то есть за новую, реалистическую эстетику. По замечанию И.А.Гончарова, «и Гоголь не был бы в глазах большинства той колоссальной фигурой, в какую он, освещенный критикой Белинского, сразу cтал перед публикой». Решающее значение имела поддержка Белинского и для творческих судеб И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, Д.В.Григоровича, Ф.М.Достоевского. Федор Михайлович вспоминал в 1877 году в «Дневнике писателя» о своей встрече с Белинским: «Я вышел от него в упоении. Я остановился на углу его дома, смотрел на небо, на светлый день, на проходивших людей и весь, всем существом своим, ощущал, что в жизни моей произошел торжественный момент, перелом навеки, что началось что-то совсем новое, но такое, чего я и не предполагал тогда даже в самых страстных мечтах моих. … Я это всё думал, припоминаю ту минуту в самой полной ясности. И никогда потом я не мог забыть ее. Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом». Белинский придал литературной критике такой масштаб, которого у нее не было ни до, ни после него. В этой деятельности была важна не только эстетическая составляющая, но и воспитательная, просветительская. Вообще Белинский считал, что для русского народа просвещение важнее всего, наряду со справедливыми законами и их выполнением. Как подчеркивал И.С.Тургенев, «Белинский любил Россию; но он также пламенно любил просвещение и свободу: соединить в одно эти высшие для него интересы – вот в чем состоял весь смысл его деятельности, вот к чему он стремился». 200-летие со дня рождения Белинского, которое отмечается в этом году, вызвало заметный общественный резонанс. К юбилею было проведено немало мероприятий. На сайте Министерства культуры России есть специальный раздел «Празднование 200-летия со дня рождения В.Г.Белинского», где, в частности, помещен план мероприятий, которые проводятся к юбилею во многих регионах. Это в основном выставки, литературные вечера, презентации, лекции и т.д. Широко отмечался этот праздник в Пензенской области – родных местах Белинского. Здесь были организованы международная конференция в Пензенском государственном педагогическом университете имени Белинского и круглый стол в музее-усадьбе Белинского в городе Белинский (бывш. Чембар). В день рождения Виссариона Григорьевича, 11 июня, здесь состоялся праздник, а при подготовке к юбилею были проведены ремонтные работы. Были отремонтированы два здания из четырех, входящих в состав музея-усадьбы, – мемориальный дом семьи Белинских и дом купца Антюшина. Однако есть и недоделки – остались без ремонта два другие здания, которые тоже в нем нуждаются, – бывшее училище и хранилище фондов музея. К сожалению, среди событий, произошедших в преддверии юбилея, есть и весьма негативное, но по-своему красноречиво говорящее о нашем времени, – в Петербурге к этой дате «приурочили» снос знаменитого «Литературного дома» (на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки), в котором жил Белинский и на котором была установлена посвященная ему мемориальная доска. У него в гостях здесь бывали И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Д.В.Григорович, А.И.Герцен, А.Н.Некрасов, Ф.М.Достоевский. Позже в этом доме жил И.С.Тургенев. К 200-летию со дня рождения Белинского было проведено несколько научных конференций в Москве (в Институте мировой литературы РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, Литературном институте им А.М.Горького) и Петербурге – в Институте русской литературы РАН (Пушкинском доме). Состоялись посвященные этому юбилею выставки в Литературном музее и Российской государственной библиотеке. В московской школе № 19 имени Белинского открылась посвященная ему мемориальная доска (автор – скульптор И.А.Селезнёв). В московской библиотеке имени Белинского создана мемориальная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве великого критика. Здесь существует литературная гостиная имени Белинского, в которой юные авторы читают и обсуждают свои первые литературные опыты. В Центральном доме литераторов в Москве состоялся круглый стол «Белинский и русская литература». Здесь же в октябре будет торжественный вечер, посвященный юбилею Белинского. В журналах и газетах в юбилейный год появилось немало публикаций о Белинском, в частности, в журналах «Наш современник», «Октябрь», «Нева», «Родина», «Роман-журнал ХХI век», «Свободная мысль», «Литературной газете» и др. Вышла книга «В.Г. Белинский. ”Вся жизнь моя в письмах”. Из переписки В.Г. Белинского», составителем которой я являюсь. В довольно большой вступительной статье говорится об основных аспектах биографии и личности Виссариона Григорьевича, которые нашли отражение в его переписке. Каким человеком был Белинский? Хотя в представлении многих читателей он прежде всего «неистовый» автор «письма к Гоголю», но это лишь один из аспектов его многогранного облика. «Одно из самых чутких сердец,… самый подвижный, беспокойный, пламенный ум, страстно, мучительно и искренно искавший истины», – сказал о нем В.Г.Короленко. О Белинском – «отце русской интеллигенции» Д.С.Мережковский писал: «От его бытия – наше, бытие всей русской интеллигенции. Если всю ее соединить в одно лицо, то будет он». Таким образом, его значение в истории русской культуры не исчерпывается только его литературно-критической деятельностью. Он оставил яркий след и как личность. «Неистовый Виссарион»… В чем же была его «неистовость»? Прежде всего, это его способность к необыкновенно стремительному и никогда не прекращающемуся развитию, которое, в свою очередь, было связано с неустанным поиском истины. И философские искания, когда увлекавшие когда-то идеи рассматривались скептически, а то и отвергались вовсе, и духовная жажда – всё это было стремлением найти ответы на «вечные» вопросы: в чем смысл жизни человека на земле, каков замысел Бога о нем, каково место личности в обществе и вообще в мироздании? «Я хочу добраться до истины, а не торжествовать победу», – говорил Белинский. «Неистовым» его называли еще и за его прямоту и бескомпромиссность. Казалось бы, это должно было бы сделать его человеком слишком сложным для окружающих. Однако у него было множество верных друзей и добрых знакомых, среди которых были М.С.Щепкин, И.И.Лажечников, Н.И.Надеждин, М.А.Бакунин, А.В.Кольцов, Н.В.Станкевич, С.Т. и К.С. Аксаковы, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Т.Н.Грановский, П.В.Анненков, В.П.Боткин, М.Н.Катков, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, Н.А.Некрасов и др. «Дружба! – вот чем улыбнулась мне жизнь», – признавался Белинский и даже удивлялся такой щедрости: «Я раздумался и сознал, что в одном отношении был вполне счастлив: много людей любили меня больше, нежели сколько я стоил». Казалось бы, «неистовство» должно было бы быть далеко от христианского смирения. Но именно он сказал о себе и своей жизни с истинным смирением: «Я солдат у Бога: он командует, я марширую». «Наша участь – схимничество», «Мы живем в страшное время, судьба налагает на нас схиму, мы должны страдать, чтобы нашим внукам было легче жить», – писал он своим друзьям. Но главная «неистовость» заключается, конечно, в «огненном» слове Белинского. Неслучайно современники, читавшие его статьи и никогда его самого не видевшие, зачастую представляли себе его каким-то могучим богатырем – таково было впечатление от его статей. Впечатление непреодолимой стихийной мощи. «Вдруг налетела буря Белинского», – вспоминал А.Н.Майков впечатление публики от его первой крупной работы – «Литературных мечтаний». Сам Виссарион Григорьевич о моментах своего творческого вдохновения говорил: «Я ощущу в себе присутствие Божие, мое маленькое я исчезнет». Весьма точно выразил В.Г.Короленко суть личности Белинского: «Это был истинный рыцарь духа».
Автор: И.Р. Монахова | |
Наверх |