ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Знаки времени >> Растратчики

Растратчики

Печать
20.09.2011 г.

Мы - не первые люди на Земле. Кто-то уже жил до нас. И не просто кто-то, а в том числе и наши предки. Те, кому мы обязаны своим появлением на свет. Тем, что мы есть, и тем, какие мы есть. Культурные следы тех, кто обусловил наше существование, образуют наше наследие. Наш, говоря современным языком, культурный капитал.

Капитал же требует приращения. Мы обязаны  пустить его в рост. К сожалению, эта метафора часто реализуется самым вульгарным образом. Вместо культурного обогащения мы используем наследие предков для обогащения материального. Вместо духовного роста нас интересует выручка денежных средств.

В результате, наше наследие эксплуатируется сугубо коммерчески, и его ценность в наших глазах генерируется только в ту меру, в какой мы можем обратить это наследие в деньги. Мы растрачиваем символы в рыночных спекуляциях. Мы теряем смыслы, за которые наши предки платили потом и кровью. Мы размениваем созданное ими, казалось бы, на века на выгоду сегодняшнего дня. И не задумываемся, с чем нам придётся остаться...

Вот иллюстрация. Одна из возможных многих, но довольно яркая.

Картина русского художника Юлия Юльевича Клевера Забытое кладбище 
Клевер Ю.Ю., "Забытое кладбище", 1890

В Туле существует музей "Тульский некрополь". Выдержка с сайта музея:

Музей «Тульский некрополь» был создан в 1998 году. Это первый в России провинциальный историко-архитектурный и ландшафтный музей. У истоков его  оздания стоял доктор богословия, старейший краевед Тулы протоиерей Ростислав Лозинский. Им было заложено отношение к старинному кладбищу как к средоточию духовной и материальной культуры. Под его руководством в конце 1980-х годов в городе образовалось общественное движение с названием, давшим в последствии название музею. Деятельность движения была направлена на спасение и изучение старинных кладбищ.

Выделим: у истоков музея стоял весьма уважаемый человек - священник, доктор богословия. Музей ставил себе целью благую задачу - спасение старинных кладбищ...

Священник умер, а музей существует. Музею требуются посетители. Музей должен быть коммерчески успешен, он должен окупать себя и прносить прибыль.

И вот как посетители привлекаются. С 16 сентября в музее открыта инсталляция «Поющие мумии» («Жертвоприношение»). Выдержка с сайта:

Инсталляция представляет собой коридор, в нишах которого раскачиваются подвешенные на нитях условные мумии, наполняющие пространство тихими звуками. Использование в инсталляции в буквальном смысле тульской земли «укореняет» это произведение в контексте тульского некрополя. Коридор – метафора посмертного странствия души – соединяет мир мертвых с миром живых.

«Возникающая, как загробный страж, мумия не столько являет, сколько скрывает собой тайну Танатоса, являясь не самим божеством, но фигурантомв роли «посланца богов». Посланец «запределья» … внешне обезличен пеленой-завесой, что наподобие савана облекая-утаивает конкретику бренной плоти, или рисует ее словно свод стылых, угасших небес… Словно замаскированный Дух Смерти в своем защитном комбинезоне, мумия вновь и вновь возникает… на границе двух миров. Это … «телесно-бестелесное» тело в белом … фигурирует в эпицентре изображаемых, или бессознательно-припоминаемых действ-праобразов, или ритуалов неведомого культа…»

Знал бы о такой деятельности, освященной его именем, протоиерей Ростислав Лозинский, он бы плакал... 

Поневоле задумаешься... А чего стоит твой след, оставляемый на земле? Допустим, ты делаешь благое дело, но ведь ты не вечен. Придёт последователь, и перевернёт всё с ног на голову ради сиюминутной выгоды. В мире, где традиция не в чести, где дорожить наследством не принято, ты не можешь ничего планировать за пределы своей собственной жизни.  Понятие "духовного завещания" современностью утрачено полностью, как и чувство такта по отношению к своим отцам и учителям.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение