ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Список доброкачественной литературы
Список доброкачественной литературы



Пока мы – дети, у нас нет проблем с выбором чтения. Корпус детской литературы на русском языке обширен и имеет отменное качество. Но стоит вырасти и получить возможность самостоятельно окунуться в книжное море, как встаёт проблема – какую книгу выбрать. Если брать первую попавшуюся, легко отравиться – бездарная и низкопробная литература сплошь и рядом соседствует с добротно сделанной, но такой, от которой на душе остаётся долгий неприятный осадок. Хочется иметь список гарантированного хорошего чтения, список книг, которые учат добру.

Мы не претендуем на то, что нам удалось перечислить все хорошие книги. Было бы грустно, если бы такой список был легко обозрим. Например, в нём нет (или почти нет) русской классики – она и так у всех на слуху. Также в список вошли по одной книге от каждого автора – именно той, на которую прежде всего хотелось бы обратить внимание.

С удовольствием примем Ваши пожелания по расширению списка. Присылайте авторов и названия на адрес: kulturolog@yandex.ru

Благодарим за активное участие в подготовке и пополнению списка Симонову Елену, Дьяконову Ирину, Атавину Александру, Иманкулову Елену, Нужину Марию.

 

Козлята и Волк

Печать
АвторАндрей Карпов  

Нынешняя популярность сказки «Козлята и Волк» (другое название – «Волк и семеро козлят») основывается на нехитрой морали, которая, кажется, лежит на поверхности: нельзя открывать дверь чужим. В наше сумасшедшее время правило это актуально и необходимо, а поскольку человек склонен придавать текущему моменту наибольшее значение, мы уверены, что сказка говорит именно это, да и сама она сложилась как художественная иллюстрация к данной мысли.

Евгений Рачёв Коза за прялкой (иллюстрация к сказке Козлята и Волк)

Между тем, «Козлята и волк» - древняя сказка; наш предок, её сложивший, жил совсем в другом мире, и заботы у него были другие, так что и сказка эта – совсем о другом. Прислушаемся к ней.

Лес. В лесу стоит избушка. В избушке живёт коза со своими детушками. 

Первое, что бросается здесь в глаза: коза – домашнее животное человека - обходится здесь без своего хозяина. Более того, она живёт особняком, в довольно глухом месте. Единственное, что можно довольно легко объяснить, это - лес. Коза – животное неприхотливое, быстро привыкающее к новой обстановке, довольствующееся скудным кормом. Лес беден на травы, но эта бедность козе не помеха, - она своё найдёт. 

Ещё один вопрос. Традиционно козлят в сказке семеро. Но ведь за одно ягнение может быть максимум пять козлят. Современный зоотехник об этом знает, а наш предок, выходит, и не догадывался?

Коза уйдёт в лес пастись, а детки дома сидят, из избушки не выходят. Придёт обратно – песенку споёт, детки узнают маму и отопрут дверь. Песенка работает как пароль. Традиционная культура сталкивалась с проблемой распознавания. Расширение пространств обитания и рост населения привели к необходимости отличать своего, которому можно доверять, от чужого, которому доверять, само собою, не следует. Для этой цели использовались вопросы-загадки, на которые свой человек должен знать правильный ответ. Песенка Козы - своего рода подобный развёрнутый ответ, это понятно. А вот что странно: почему козлятам надо услышать маму? Видимо, они не могут на неё посмотреть. Что же это за избушка такая?

Рациональных ответов два. Дом козлят – именно что дом козлят, закут. А какие в закуте могут быть окошки?.. Или – сказка древняя, в те времена оконных стекол не знали, слюдяные окна были лишь во дворцах, а через традиционный бычий пузырь много ли увидишь, - свет проходит, и ладно. Да и оконце делалось повыше, чуть ли не под самой крышей, чтобы зверь в него не залез.

Волк подслушал песенку Козы и вздумал её повторить. Но козлята распознали подлог – и голос у Волка грубый, и текст переврал. Так дверь ему и не открыли. Современная редакция сказки для самых маленьких на этом месте и обрывает сюжет. Задача выполнена, правильная модель поведения озвучена. Но сказка продолжается. 

Волк идёт к кузнецу и просит перековать ему горло. 

Кузнец в архаичной культуре - фигура довольно зловещая. В кузнице горит огонь, жарко. Труд кузнеца тяжёл, а потому кузнец должен быть недюжинной силы. Наконец, из-под молота выходят знаковые вещи – гвозди, без которых не построишь избы, плуг, без которого не вспашешь поля, оружие, - всем кузнец нужен, но в общине он как-то сбоку, ровно как кузница оказывается в стороне от деревни. И наивная мысль делает единственно возможный для неё вывод: кузнец знается с потусторонними силами, иначе и эта кузнецова жизнь на особицу была бы невозможна.

Перековать горло Волку такому кузнецу-колдуну пара пустяков. А Волк – не дурак: как догадался перековать горло, так и песенку Козы выучил правильно. И вот результат: козлятам ничего другого не остаётся, как открыть дверь.

Эта сказка не знает чуда. Она глубоко логична и логика эта нигде не сбоит. Одна сцена следует за другой с той же неумолимостью, с какой жизнь то и дело тыкает нас носом в результаты наших поступков. Козлята съедены, уцелел только один козлёнок, спрятавшийся в печке, поскольку сказке нужен свидетель. Волк его не искал; видимо, число семь превышало его способности к счёту.

Стоит задержаться и обдумать, что же всё-таки произошло. Предосторожность оказалась тщетной, песенка-пароль не уберегла. Зло коварно, а добро наивно, и поэтому зло побеждает. Вывод, который отсюда можно сделать: против зла не существует надёжной защиты. Но злу можно отомстить.

Коза находит Волка и приглашает его гулять. В другом варианте сказки приглашение исходит от Волка. Как бы то ни было, по пути им попадается яма, в которой горит костёр, - видимо, не случайно, - скорее всего, Коза знала, куда ведёт своего врага. Она предлагает Волку прыгнуть через костёр. Тот не отказывается. Почему? Неужели такой вид досуга может быть ему в радость? Отказаться он просто не может. 

Прыгать через костёр – обряд древний и глубоко языческий; точный смысл его сегодня, пожалуй, и неизвестен. Возможно, обряд использовался при инициации, -посвящении юношей и девушек в полноценные члены племени. Огонь костра означал присутствие на земле (именно здесь и сейчас) высших сил. За огнём признавалась очистительная сила. Но костёр и воплощённая в нём опасность могли быть и вышним судом. Костёр сам выбирал себе жертву, определяя ей тем наказание. Отказаться от испытания огнём было нельзя – за это могли убить на месте, могли изгнать с позором и навсегда.

Волк не мог отступить, это означало бы смерть. Но и обмануть высшие силы не получилось, - он падает в костёр, его брюхо лопается от жара, и козлята возвращаются к нам живыми и невредимыми. Зло наказано, сказка свою задачу выполнила. Но это – только внешний план.

Что означает чудесное избавление козлят? Каким бы страшным хищником ни казался нам волк, повадки удава ему не свойственны – глотать свою жертву целиком он не может. И наши предки знали это ещё лучше нас.

Сказка имеет символический подтекст. Козлят именно семь, поскольку число семь в языческой культуре сакрально. Оно означает законченность, полноту – семь нот, семь цветов радуги, семь дней недели, семь планет (древние Плутона не знали, Земля же в счет не шла). Сказка называется «Козлята и Волк», именно то, что происходит с козлятами (а не с Козой), имеет значение. Но что символизируют козлята?

А ведь козлёнку можно дать и такое определение: козлёнок – агнец от козы. Это ведь сейчас ягнятами (агнцами) называют детёнышей лишь овечьего племени, а в древности имя агнцев носили как ягнята, так и козлята. «Агнец» – слово, однокоренное со словом «огонь». Оно означает – «жертвенное животное», ведь жертва со времён Авеля приносилась через сожжение.

В сказке козлята не сгорают, их ест Волк. Можно предложить два толкования. Первое: Волк – воплощение зла – похищает жертвенных животных. Кстати, объясняется и уединённый образ жизни Козы, - животные, предназначенные к принесению в жертву, должны были пастись отдельно. Преступление Волка – далеко не обычный грабёж, ведь козлят – семь, а это означает, что задачей зла было лишить мир возможности жертвы как таковой. Фокус, понятно, не проходит.

Второе истолкование. Поедание Волком козлят и есть символическое изображение принесения в жертву. Почему здесь участвует именно Волк, можно понять, расшифровав символику Козы.

Святые дни между Рождеством и Крещением (по-простому - Святки) знают два обряда колядования. Один – христианский: хождение со звездой, исполнение духовных песен. Второй – языческий, когда по дворам ходили ряженые. Маски могли меняться, но маска Козы в этом славянском карнавале должна быть всегда. Иногда в действии участвовала и живая коза. Её водили по полям, приговаривая «где коза, там и жито». Отсюда видно, что образ козы связан с культом плодородия. Эта связь возникла в наивном (а вернее – в недалёком) языческом сознании из сравнения козы с другим домашним скотом: коза оказывается наиболее плодовитой – приносит до пяти козлят, а ягниться может два раза в год. 

Но вспомним мифологию вокруг плодородия у других народов. Например, греческий сюжет с Персефоной. Властитель царства мёртвых, Аид влюбляется в Персефону, дочь Деметры, богини плодородия и земледелия, и похищает её. Деметра горюет и земля перестаёт родить. Приходится вмешиваться Зевсу, который обязывает Аида отпустить Персефону к матери. Но хитрый Аид устраивает так, что Персефона вынуждена вернуться к нему. С тех пор она две трети каждого года проводит с Деметрой на земле, а потом возвращается в подземное царство, и тогда наступает зима. 

Подобная история, связывающая природные циклы с царством мёртвых, встречается во многих культурах. Наши козлята ей вполне соответствуют. Волк – посланник загробного мира – поедает козлят, символизирующих живоносную силу земли. Козлята приносятся в жертву установленному порядку вещей, ведь и в греческом мифе похищение Персефоны было санкционировано Зевсом. Но жизнь возрождается; брюхо Волка лопается, и козлята возвращаются к матери. 

Сказка глубоко языческая. Она сохранилась в культуре, так же как и обычай рядиться на Святки, благодаря двоеверию – слабости русского народа, не сумевшего переосмыслить своё отношение с природой в христианском ключе. Куда как просто притащить в поле козу и считать, что так ты договорился с природными силами и урожай у тебя уже в кармане. Человек охотно ритуализирует свою жизнь, поскольку внешние действия даются гораздо легче духовной работы. Может быть, и есть своя правда в том, что сейчас сказку всё чаще обрезают на первом эпизоде с Волком. То, что происходит дальше, слишком чуждо современному человеку, который всё-таки пока больше христианин, нежели язычник.


Предыдущая сказка ("Теремок")
Следующая сказка ("Колобок")


К началу
Скачать единый файл с анализом всех сказок

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение