"Красный квадрат" Казимира Малевича |
Самая абстрактная картина всё равно является частью единого культурного пространтсва, и потому может быть расшифрована как конкретный культурный символ. И на творчество Казимира Малевича, вероятно, это правило распространяется в первую очередь... “Красный квадрат” – это символическое изображение особенностей жизни человека в условиях технологической цивилизации, то есть века машины: черный цвет (обрамление квадрата) – цвет небытия; красный – цвет жизни. Но та форма жизни, которая сложилась в век машины, лишена красоты, красок жизни органической. А именно: сложность природная упрощена: хрупкоеестественное гармоническое заменено относительно мощным упрощенно-гармоничным. То есть все по законам диалектики: сколько выиграешь, столько и потеряешь! Да, жизнь физическивроде бы упрочилась. Но все ее разнообразие сменилось единообразием– да, живым, но все-таки унылым однообразием. Сбылась мечта древних стоиков – чтоб человек, наконец, понял, что жить по чувству – это глупость. Организовать же жизнь по соображению – это высшая мудрость. Сказать окончательно, где же истина о человеке – едва ли это возможно. Едва ли – потому что, как говорили уже древние китайцы, – “добро есть зло; зло же – есть добро”.
Эрих Фромм назвал человека существом становящимся. В этом его, наверное, счастье. И в этом, наверное, его трагедия: в этом его смерть, и в этом его бессмертие. И единственную неоспоримую истину, которую мы можем о себе уразуметь/сказать – это то, что мы всегда должны быть в поиске самих себя, не должны смиряться с тем, какие мы есть на сегодня и какая есть на сегодня окружающая нас жизнь. Но много есть таких, которые – смиряются. Смиряются – заблаговременно! Смиряются – предусмотрительно! Да, они достаточно разумны, достаточно осторожны – достаточно неинфантильны они, да! – чтоб сознавать, что стремиться к чему-то там другому (это когда живешь ты на свой собственный лад) – это будет не по их силенкам, и потому уже в отрочестве начинают они стараться, чтобы подогнать себя к тому, что на сегодняшний день является среднестатистической нормой. В Америке этих умненьких – ответственных, да! – членов общества некоторые – эти вечно всем недовольные! – интеллектуалы называют “скуэрами” (square – квадрат).
Помнитекартиночку Виктора Вазарелли “Композиция”? Это, художественно так подработанная, перфокарта, – это, наверное, коллективный портрет современных “синдиков” (см. “Синдиков” Рембрандта). “Скуэр” – это современный обыватель. Это то есть тот, кто сложившиеся на сегодня нормы жизни принимает безоговорочно, безропотно. (Некоторые “скуэры” для оправдания своей трусости и бездарности выдумывают особые антиидеальной направленности, идеологии, – пишут в журналах статейки в роде такой вот: “Не соблазняйте нас идеалом!”) Естественно, что такие органически законопослушные, не очень притязательные, неамбициозные граждане всегда бывают востребованы, – им всегда удается занять свое определенное место в жизни: 1) у них всегда есть работа (= профессионально-грамотное исполнение той или другой функции); 2) они всегда состоят в браке (надежно покоящемся на отношениях делового партнерства); 3) они неизменно – за здоровый досуг: занятия спортом (круглогодично); смотрение телепрограмм (ежевечерне); путешествия (во время летнего отпуска). Ну, чем не жизнь?! Да перестаньте вы! Не делайте из нас совсем уж идиотов! Мы и сами все понимаем! Понимаете? Точно ли?! А коли понимаете, так напрягайтесь, напрягайтесь же! И первое, что сделайте, – это скажите свое “перестаньте!” тем, кто вас действительно превращает в кретинов. Что? виноват тут не злоумышленник какой-то, а что-то? То есть обстоятельства? Опять, опять вас надувают! Вам не дают пробиться к правде! Вы если что и сообразите там про что-нибудь – ну, что, например, вами манипулируют, что вас так или иначе используют, – вам тут же “растолкуют”, что это все, в чем вы усмотрели надувательство, – делается это все такое прежде всего в ваших – да, да, в ваших же, дорогой/дорогая, интересах! Я знал одного слесаря. У него на руке была наколка: “Свобода – это труд!” Ему после Отечественной войны за кражу чего-то там с завода дали семь лет. Но отсидел он только пять. Ну, гад! Его – досрочно, а он, сука, такие ехидства колет на себе! Ведь это над начальством смех – нет, что ли?! Эту издевочку – он же наколол ее в ответ на нашу агитацию плакатом – “Что ты сделал для скорейшего возвращения домой?” Да еще, падло, хочет нас выразительности мысли поучить! Наколка-то его – ну, прямо задушевный первомайский такой лозунг! Да, застращать и задурить, – это поголовно, чтоб всех – такое прежнему начальству не очень-то уж удавалось. Зато вот нынешние начальнички… – о, эти куда как больше преуспели в своих “управленческих” стараниях! Эти хитроумники сообразили, что лучше – эффективней! – не подавлять, а – подкупать! И не наставлять, а – потакать! И вот они – результаты-то такого управления: народ – безмолвствует он, а! Стыдно, противно и ужасно – видеть то, что происходит сегодня с человеком! Но есть, есть надежда! Это все – что сейчас – оно временное! Это все – после скудости, после каторги прежних долгих-долгих лет. И потом… – и это главное – народилась же совершенно новая жизнь! Незнаемые прежде виды труда. И – привлечение к ним огромных масс людей. И новая – невероятнейшая! – среда обитания. “Дура, ты что?! Там и дыхнуть будет негде!” И новые – механические? чисто деловые? рассудочные? – формы связи между людьми. Да, все это еще только предстоит освоить. Предстоит то есть осмыслить, очувствовать. Предстоит – очеловечить. Трудно… – нет, просто невозможно! – расстаться со всем прежним. Это прежнее – оно и привычно тебе (то есть ты сколько-то знаешь уже, как тебе быть с ним). И потом… – о, сколько несчетно много прекрасного было создано из этого несовершенного привычного! “Знаю, мой язык должен умереть. Но пусть сначала умру я”. Как страшно, как тревожно, как тоскливо – перед Новым! Но деваться-то – некуда, некуда! Древние, очень древние это истины: “Потеряв все – обретешь”. “Дойдет тот, кто не знает пути”. Но путь-то этот – он один! Он – к счастью! Оно же – это свобода! Свобода же – это когда имеешь ты возможность – когда обретешь, когда завоюешьты возможность – к ничем не стесненному развитию своих природных дарований. Обрести же свободу – это единственно можно через культуру. Культура же – это средство обуздания животных инстинктов в человеке и средство развития в нем собственно человеческого начала – его духовности – его устремленности к организации жизни на началах Истины, Добра, Красоты. Да, положение человека сегодня – как всегда, как всегда! – совершенно не удовлетворительно. Но будем верить – мы не можем не верить! – оно не безнадежно. Эту надежду на лучший удел человеческий питал и Казимир Малевич – человек начисто отвергнувший все прошлое и весь обращенный единственно к Новому. Смотрите: ведь его ужасный “Красный квадрат” – это все-таки, все-таки, все-таки – не совершенно мертвый четырехугольник с равными сторонами!
| ||||
02.10.2011 г. | ||||
Наверх |