На "духовном" меридиане — город Задонск |
Г. Задонск находится в Липецкой области, рядом с федеральной трассой "Дон" (Ростов-на-Дону - Москва). Когда-то Задонск называли "русским Иерусалимом". Стоит там побывать, чтобы почувствовать - почему. Хотя ниже речь пойдёт о Задонске, начну с других мест. В одном туристическом путеводителе по Соловецким островам прочитал, что Соловки лежат на одном меридиане с Иерусалимом. Да, это звучит эффектно, но вся мистико-географическая действительность ещё интереснее. «На одном меридиане» или «на той же долготе» - в этом словосочетании
есть, как все понимают, доля условности. Да, Иерусалим — 35 с небольшим
градусов в.д., а Соловки — ближе к 36 градусам, этот меридиан проходит
через восточную часть архипелага. И теперь посмотрим, что вообще находится вдоль этой «меридиональной зоны», принимая допущения в 2-3 градуса. В зоне к югу от Иерусалима — Восточная Африка, Египет и Эфиопия, зона Восточно-Африканского рифта. Можно считать, что в этой зоне и святые для мусульман места — Медина и Мекка, где зародилась их религия. А к северу — «иерусалимский меридиан» проходит через современную Турцию, но некогда — Византию. Далее — через Крым (точно на широте Иерусалима лежит Керчь), с которым тесно связано Крещение Руси. Далее, примерно вдоль меридана, чуть к востоку, по 37-38 в.д. течёт Дон в своей верхней части, и там, в верховьях Дона, стоит и Задонск. Движемся далее к северу — и попадаем в Москву. С некоторой долей условности (всё-таки, это 37-38 в.д.) столицу России тоже можно считать лежащей на той же долготе, что и Иерусалим. А точно или почти точно на иерусалимском меридиане, чуть западнее московского, лежат Курск, Белгород, Тверь. И Куликово поле (в современной Тульской области, в 250 км к югу от Москвы) — тоже в этой же меридиональной зоне. Двигаясь дальше на север, проходим через русский Север. Здесь же Белозерк и Кирилло-Белозерский монастырь. Далее, рядом — Старая Ладога, с которой ряд историков связывает зарождение русской цивилизации, считая этот её центр древнее киевского и новгородского. Ну, и выходя к Белому морю и пройдя по нему некоторое расстояние, выйдем и к Соловкам. Ну, а далее — Кольский полуостров, с которым тоже связывают гипотетическую гиперборейскую цивилизацию, хотя здесь степень гипотетичности уже заметно выше. Ну, а двигаясь дальше точно на север, через Ледовитый океан, мы попадаем прямо на Северный полюс! Видите, что получается — если идти точно на север из Иерусалима, попадём на вершину мира. Но здесь, надеюсь, подвох понятен. Но действительность и без шуток и слишком смелых гипотез загадочна. Меридиан Иерусалима и зона в 2-3 градуса вдоль него — это зона мощнейшего тектонического разлома и, с точки зрения сторонников эволюционной гипотезы — место появления Homo Sapiens как биологического вида. Это зона зарождения древнейших мировых цивилизаций и всех монотеистических религий (они же авраамические, они же пророческие, они же — «религии спасения»). Это зона появления русской цивилизации и Крещения Руси. И это политическая и, в то же время, сакральная, религиозная ось нашей страны. Да, зона зарождения пассионарности почти a la Л.Н. Гумилёв, с той разницей, что протяжённость и в пространстве, и во времени уж очень велика. Прошли тысячи лет, а остывания не произошло, и меридиан Иерусалима — Москвы — Соловков остаётся пульсирующим нервом человечества, горячим, иногда — больным, но живым. Это по-прежнему осевая линия человечества. Философ Карл Ясперс ввёл понятие «осевое время». Что ж, а зону между 30 и 40 градусов в.д., протянувшуюся от Иерусалима (или, быть может, от Великих Африканских озёр) до Соловков (или, быть может, до северного побережья Кольского полуострова) впору тогда называть «осевым пространством». И здесь, на этой линии, примерно в 2500 км к северу от Иерусалима и всего в 420 км к югу от Москвы, на левом берегу Дона, в Липецкой области, стоит Задонск. В Задонске, конечно, эта мировая энергетика не проявляется в острых внешних формах, как это происходит в том же Иерусалиме и окрестностях. И история Задонска, в отличие и от Иерусалима, и от Соловков, была, в общем-то, тихой, без больших бурь. Здесь тишина и благодать. Душа радуется и успокаивается уже на подъезде к городу. А сила и энергия наполняет тихо изнутри. Вот так выглядят его окрестности: Поворот на Задонск — за ближайшей лесистой грядой. И вот город открывается с трассы: Издалека, за огромной поймой Дона, Задонск не так легко разглядеть и оценить, хотя он всё равно впечатляет и притягивает усталого путника на отдых. Однако, подъедем чуть ближе и посмотрим с несколько иного ракурса. Как видите, Дон здесь совсем не широк, наверно, метров 30-50. Съезжаем с трассы и вот они, окрестности городка.
Население Задонска, если верить справочной информации — 11 тысяч человек, а его окраины — это просто деревня, с соответствующим укладом жизни и, конечно, «фауной».
Въезжаем в город, и здесь уже видим, почему его в своё время называли «русским Иерусалимом». При этом, история Задонска — сравнительно недавняя. Город изначально возник как слобода Тешевка вокруг основанного в 1610 году монастыря, навзванная так по имени протекающей здесь речки. В город Задонск (или Задонской, как он сначала официально именовался) поселение превратилось, когда в монастыре поселился ушедший на покой епископ Воронежский Тихон (Тимофей Савельевич Соколовский), знаменитый духовный писатель. Это уже - конец XVIII-го века. В 1861 году святитель Тихон причислен к лику святых.
Кстати, это наше «ноу-хау» освоения огромных пространств — сначала в безлюдное место приходили монахи, бежавшие от мирской суеты, основывали в глуши монастыри, а потом суета всё равно добиралась до них. Прежде всего, монастырям и монахам своим освоением обязан русский Север, но, как видим, не только. Задонск в течение 18-19 вв. стал одним из центров православной жизни. После прославления святителя, сложившиеся ранее общины, живущие по монастырскому уставу,получают официальный статус монастырей. Так в маленьком Задонске оказываются сразу 4 монастыря. Сегодня три из них возрождены к жизни - мужской Рождество-Богородицкий Задонский монастырь, где хранятся мощи святителя Тихона и два женских: Богородицкий Свято-Тихоновский Тюнинский и Свято-Тихоновский Преображенский. Сердце города - Рождество-Богородицкий монастырь. Вокруг - город благоустраивается. Главная площадь, как всегда, сгусток следов противоречивой российской истории. Рядом с храмом - памятник человеку, роль которого в истории России, конечно, велика (с каким «знаком» — тут уже вопрос дискуссионный, как водится), но с верой и церковью находившемуся в, мягко говоря, сложных отношениях. И указывает Владимир Ильич на главный собор монастыря - Владимирской иконы Божией Матери.
Памятник Ленину ставили в советское время. Сейчас, при восстановлении храмов и монастырей Задонска, его не убрали. Кажется, даже, подреставрировали, позолотили, и «золотой» Ленин на задонской площади тоже празднично смотрится. А вот и характерные среды ещё не перешедшей в прошлое эпохи. Слева от памятника Ленину - белое здание. Это гостиница. Подойдём поближе и прочитаем под самой крышей: "Сильная Россия - Единая Россия". Но не к Ленину и не к его наследникам едут люди в Задонск. Главное место паломничества — здесь. Тут, кстати, тоже всё смешалось. Справа от мостика — дуб. По некоторым поверьям, он даёт целебную силу, и кто-то идёт сюда не в православный храм, а именно к этому дубу. Однако большинство — всё же в монастырь и купальню со святым источником рядом. Вот источник: А вот и купальня, хотя сначала есть смысл ознакомиться с «историей вопроса»: и помолиться перед омовением: А вода здесь — +4С. А у монастырских стен - экологический парк: А также детские площадки и просто место для отдыха: И уезжая из Задонска, думаешь: "даст Бог, я сюда ещё вернусь".
| |
12.10.2011 г. | |
Наверх |