ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Устранение понятых

Устранение понятых

Печать
23.10.2011 г.

На совещании руководящего состава МВД, которое провёл Президент РФ Дмитрий Медведев 22.10.2011,  было озвучено предложение отменить систему понятых свидетелей. Фиксацию доказательств предлагается обеспечивать с  помощью современных технических средств.

Президент в целом поддержал эту идею, заметив, что институт понятых свидетелей сложился, когда не было  других способов фиксации доказательств. Однако теперь, с учётом мирового опыта, эту практику можно скорректировать.  Предстоит определиться, в каких случаях можно обходиться без понятых.

Тут несколько интересных моментов. Во-первых, граждане неохотно идут в понятые.  С одной стороны это свидетельствует о низком гражданском сознании. Современный человек хочет быть как можно дальше от любых зон ответственности.  Он считает своё время исключительно личным ресурсом и не желает его тратить ни на какие общественные потребности.  Отказ от системы понятых свидетельствует, что данная тенденция  прогрессирует, и даже в определённой степени стимулирует её.  Государство избавляет население от гражданской ответственности. Современному государству не нужны граждане,  то есть люди, способные разделить с властями ответственность за судьбу страны, ему нужен электорат. В обществе идеальных потребителей понятых быть не может, поскольку свидетельствовать при досмотре – это внерыночное и не потребительское действие.

С другой стороны, нежелание становиться понятыми возникает из недоверия к власти. Пропасть между обществом и властным аппаратом достаточно велика, чтобы любой человек в полной мере ощутил разницу между собственными интересами и интересами власти.  Власть выглядит сегодня чужеродным образованием, скорее опасным, нежели полезным. Помогать такой власти не хочется, чем бы она ни мотивировала свою просьбу о помощи.  Человеку сложно убедить себя, что действуя  совместно с органами власти, он действительно приносит социальную пользу.

Наконец,  ликвидировав институт понятых, полиция избавляется от лишних свидетелей. Технические средства всегда будут показывать только то, для чего они предназначены.  Более того, закономерно возникает вопрос, насколько техника может быть в принципе защищена от манипуляций обслуживающего её персонала. Конечно, обмануть человека-понятого, внушить ему  то, что ему следует видеть, тоже достаточно легко. Но люди – они разные, и поведение их порой не предсказуемо. Всегда есть риск, что попытка манипуляции будет раскрыта. Обмануть техническое приспособление – это, как говорится, «дело техники». Технические приёмы, позволяющие получить от прибора то, что нужно, вырабатываются достаточно быстро.

Но, допустим, этот вопрос будет снят с помощью каких-либо методов контроля.  Даже в этом случае упрёк в выдворении лишних глаз за пределы полицейской вотчины  справедлив.  Понятой видит и замечает больше, чем собственно то, что он призван свидетельствовать.  Он может оценить  состояние полицейских, их манеру поведения и обращение с другими людьми.  Устранение понятых повышает корпоративную замкнутость полиции. Полиция, таким образом, ещё более дистанцируется от общества. В принципе, это естественное продолжение тренда, в котором ключевой точкой явилось переименование милиции в полицию. С этого момента для сил правопорядка стало естественным противополагать себя населению, а не подчёркивать свою общность с ним.

Картина русского художника Бронникова Федора Андреевича
Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету

Федор Бронников "Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету", 1863


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение