Современные спасители человечества |
26.10.2011 г. | ||
В Камерном зале московской филармонии организовано «визуально-звуковое действо с элементами шаманосимпатического хэппенинга». Подобная характеристика типичная рекламная шелуха очередной акции современного «искусства». Значимости ей придаёт место её проведения. Организаторы и сами удивляются, что они получили место «не в арт-пространстве, а на серьёзной музыкальной столичной площадке». Понятно, что апологетам современного искусства хочется выйти на самые престижные и именитые площадки, подмять под себя зону традиционного искусства, и этим как бы перечеркнуть, отменить его. Имеет место, конечно, и желание отметиться, подобно тому, как собачка отмечает свой путь, задирая ногу, у особо выдающихся и приглянувшихся ей объектов. Гораздо интереснее позиция самой филармонии, допускающей установку «колеса времени», о котором с серьёзной миной на лице говорится, что оно способно изменять ток времени… Шутка на самом деле являющаяся насмешкой над зрителем: мы порем чепуху, а вы платите за то, чтобы это слушать и видеть. В парадигме «высокого искусства», носителем которого всегда была филармония, такое немыслимо. Это означает, что даже те институты, которые по определению должны быть центрами высокого искусства, меняют свою верность ему на блестящие приманки шоу-бизнеса. Этот процесс понижения официальных требований к качеству искусства повсеместен. Мы уже писалио том, что региональные ведомства, ответственные за культуру, продвигают весьма вульгарные акции. Некую правомочность таким санкциям обеспечивает статус мест их проведения. Сейчас, не задумываясь, проводят выставку зарисовок Дега из быта кафешантанов и публичных домов, которые и по художественному качеству не шедевры, и к публичному показу никогда не предназначались и, по идее, должны быть уничтожены братом Дега, чтобы не порочить имя художника, в самых престижных музеях. Это интересно современному обществу. А категория доброго имени сейчас уже ничего не значит. Музей может спокойно указать в афише, что посещение выставки детям до 16 лет не рекомендуется… Но акция в московской филармонии симптоматична и ещё по одной причине. Её задача, по определению устроителей, - отменить конец света. Или – не менее вызывающе – спасти человечество.
То, что человечество движется по направлению к пропасти, чувствуют практически все. Отсюда – постоянно возникающие апокалиптические мотивы. Жить в такой перспективе несколько неуютно. Приходится помнить о смерти, а это заставляет думать о душе и выстраивать свою жизнь несколько иначе, чем хотелось бы человеку потребительского общества. Надо закрыть глаза. Надо обмануть себя, убедить, что ничего плохого впереди не будет. Что все слова пророков – это обман. Что мир слишком велик и многообразен, чтобы ему всерьёз что-нибудь угрожало. Сжечь партитуру, чтобы этим заместить огненную кончину мира. Придумать себе инсталляцию, способную генерировать время по твоему желанию. Современный человек не хочет ответственности. Он боится её. Он предпочитает играть. Более того, он навязывает это игровое состояние в качестве единственно правильной модели отношения к миру. В итоге получается мир, в котором нет и не может быть места Богу. | ||
Наверх |