ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Знаки времени >> Грудь в публичном пространстве

Грудь в публичном пространстве

Печать
10.11.2011 г.

В Красноярске 30 октября прошел сеанс одновременного кормления детей грудью. Новость показалась интересной и довольно широко разошлась в информационном пространстве. Дошло и до центральной прессы. Так, «Новая газета», сообщая об этом, удивляется происшедшему как какому-то исключительно отечественному явлению, порождённому извращённым умом российского чиновничества.

Однако, у подобных акций отнюдь не российские корни. Это – мировой тренд. Каждый год проводится всемирная акция Breastfeeding Challenge, в рамках которой  среди стран, поддерживающих акцию,  организуется своего рода конкурс – где соберется больше мамок для одновременного кормления грудью.  Например, в 2002 году в Калифорнии в одном месте собралось 1130 мамочек, а 2006 году на одной из площадей Манилы (Филиппины) в сеансе одновременного кормления участвовало 3738 женщин. В России участниц гораздо меньше. И не потому, что у нас меньше кормят грудью. В том же Красноярске  в настоящее время более 79% новорождённых вскармливается грудью свыше 6-ти месяцев. Для сравнения, в Ирландии к груди допускаются только 50% детишек.

Без сомнения, никакая молочная смесь не заменит материнское молоко.  Да и кормить грудью лучше, чем из бутылочки, пусть даже бутылочки наполнены сцеженным грудным молочком: устанавливается контакт, столь необходимый и младенцу и матери. Взращивается любовь. Однако до 2001 года мир как-то обходился без массовых акций. То, что акции стали проводиться, и то, что стало расти количество ребятишек на грудном вскармливании, это – не причина и следствие, и то и другое – следствие моды на здоровый образ жизни, которая затронула и эту сферу.  Общее количество участников таких акций по всему миру не столь велико, чтобы действительно стать причиной чего-нибудь. В удачном для инициаторов движения 2008 году публично покормили всего 7632 ребятёнка.

Для чего же проводятся эти сеансы? Надо иметь в виду, что они – часть всемирной политики, реализуемой совместно ВОЗ и ЮНИСЕФ. И цель их вполне конкретна: не просто пропагандировать грудное вскармливание, а поощрять женщин кормить грудью там, где им нравится. Или, как сказано в ещё одном комментарии, – отучить мамочек от стеснительности. Кормить ребёнка, обнажив грудь, в публичном месте психологически тяжело.  А когда толпой, то, вроде, и стыдиться не стоит. Да ещё фотографы щёлкают, телекамеры тебя снимают… От стеснительности, действительно, ничего не остаётся.

Теперь стоит вписать это в общий культурный контекст. Мамка кормит ребёнка, где придётся. На сеансах  одновременного вскармливания, кстати, как правило, рекламируются устройства для ношения ребятишек. Предполагается, что мамка ведёт активную социальную жизнь, свободно перемещаясь в пространстве.  Ребёнок не привязывает её к дому, она – свободна (и независима).

Поль Гоген Женщины на берегу моря Материнство 
Поль Гоген, "Женщины на берегу моря", 1899

Надо сказать, что подобное поведение матери соответствует модели примитивных обществ. В них мать вынуждена носить с собой своего ребёнка, например, в поле, поскольку социальная структура несовершенна и защитных механизмов для только что родившей матери не предусматривает. Возможность растить ребёнка дома в более развитых традиционных культурах всегда считалась  свидетельством жизненного благополучия.

То, что на задворках цивилизации является печальной необходимостью, сегодня в самом центре цивилизованного мира нам пытаются выдать за приобретение. Чему можно воспитать ребёнка, таская его с собой по современному взрослому миру, где пошлость и насилие встречаются на каждом шагу? Будет ли такое мобильное дитя иметь чувство родного дома или больше – своего отечества? Да и для физического здоровья это не очень полезно – ни материнского (таскание тяжести), ни ребёнка (инфекционная среда). Сложно также представить, как может реализовать свою мобильность мать, у которой дети-погодки. Уже с двумя будут проблемы, а если таких трое? Соответственно, модель «мобильной матери» рассчитана на одного ребёнка.

Зато мать может работать. Кстати, это выгодно для мировой экономики, - появляется дешёвая  и энергичная (мать, как правило, всё же женщина молодая) рабочая сила. Но всё же главный культурный эффект – это независимость. Родила себе ребёнка, и можешь себя обеспечить. Не требуется ни мужа, ни семьи в более широком смысле. Публичное кормление, таким образом, логично укладывается в общую тенденцию к индивидуалистической организации собственного бытия. Стоит вглядеться в фотографии сеансов одновременного кормления – в кадре, как правило, не окажется ни пап, ни бабушек. Только радостные матери-одиночки. Вот эту радость одиночества и пытаются нам привить.

Быть одиноким наедине с самим собой достаточно тягостно. Гораздо легче одиночество переносится на людях, а в толпе – даже создаётся иллюзия общего дела. Подобные акции – это ведь не клубы для матерей или кормящих женщин. Это именно что толпа.  Сбиться в кучу на короткое время, убедиться, что таких, как ты, достаточно много, - вот основная мотивация, заставляющая женщин вытаскивать грудь под прицелами телекамер. Они хотят получить некую санкцию, оправдывающую своё жизненное кредо, как теперь говорят, - активную жизненную позицию.

Сегодня иметь такую позицию иной раз необходимо. Также как порою необходимо только что родившей женщине выходить на работу и вообще перемещаться в пределах города и даже за его пределы. И кормить дитя часто приходится в публичных местах.  Но радоваться тут нечему и нечем гордиться. Это всё – признаки слабости нашего социального уклада, несовершенства организации жизни. Признаки того, что общество идёт не в ту сторону, лишая женщину функции хранительницы домашнего очага и воспитателя своего домашнего детского сада, и навязывая ей сомнительное благо завоёвывать внешний мир – в поисках необходимых источников жизнеобеспечения и излишних возможностей пустой самореализации.

Текст написан для портала Татьянин день


Наверх
 

Комментарии  

 
#2Redaktor19.11.2011 17:08
Если автор специально не указан, значит - написано редактором
 
 
#1Максим Вячеславович Гуреев16.11.2011 23:08
Весьма интересная рецензия на новость. С выводами лично я вполне согласен. Интересно только, кто автор публикации?
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение