Самарский областной художественный музей с 12 декабря по 10 января 2012 года проводит выставку «ВОЛЖСКИЕ МАРШРУТЫ КОНСТАНТИНА ГОЛОВКИНА». К 140-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К.П. ГОЛОВКИНА (1871-1925). Живопись, графика.
Константин Павлович Головкин - художник, один из основателей художественной коллекции Самарского художественного музея.
В декабре 2011 года исполняется 140 лет со дня его рождения. Головкин был яркой фигурой на фоне провинциальной Самары рубежа ХIХ и ХХ века, выступающей во множестве “ипостасей”, которые, казалось бы, не всегда могут сочетаться друг с другом. Удачливый самарский купец (в первой половине жизни), художник-дилетант, археолог-любитель, архивист, первый самарский автомобилист. Можно было бы продолжить перечень всех тех разнообразных занятий, к которым он был причастен. Интересен он был и внешне. С фотографии начала ХХ века на нас сосредоточенно глядит энергичный, по-европейски подтянутый джентльмен - одежда с иголочки, стрижка “ежиком”, лихие “тараканьи” усы...
Константин Павлович Головкин принимал самое непосредственное участие в культурной жизни города, вместе с другими членами любительского кружка художников он участвовал в организации ежегодных выставок картин, которые проходили в Самаре с 1891 по 1916 годы.
К сожалению, до нашего времени дошло совсем немного картин Головкина. Сейчас их в собрании Самарского художественного музея пять, одна хранится в музее краеведения. Некоторое количество работ находится в частных собраниях, но в целом это ничтожная часть того, что было написано этим плодовитым художником-любителем, как он сам себя называл, что, прежде всего, говорит о его трезвом отношении к себе. Спустя столетие мы имеем возможность объективно оценить творчество Головкина, располагая тем, что сохранилось.
В своих многочисленных этюдах и графических зарисовках он постоянно вращался в пространстве волжских берегов, тяготея к передаче переходного состояния природы - ранней весны или осени. Маршруты Головкина всегда узнаваемы - он обследовал левый берег Волги в районе Постникова оврага, Барбашиной поляны, у подножия Царева кургана. Он рисовал город с противоположной стороны реки, бродил по заволжским полянам и рощам. В одно из таких путешествий он встретил рощу осокорей, которая стала его излюбленным мотивом. Осокорь как бы воплотил в его глазах все своеобразие природы Самарской Луки. Можно сказать, что Головкин создал своеобразную летопись жизни природы нашего края, свои «времена года». По его стопам пошли последующие поколения наших пейзажистов.
“След какой-то надо оставить”, - говорил Головкин одному из самарских художников, стоя в музее подле подаренных им альбомов фотографий. След, оставленный этим замечательным человеком в истории и культуре Самары, трудно переоценить.
|