Песня – фундаментальное явление культуры |
В статье предложен образ новой науки «культурология песни», направленной на фундаментальное изучение понятия «песня». Это понятие превращается из простого в сложное, если начать изучать его как целое, как особенную деятельность, отраженную в художественном результате. Такую деятельность автор называет «авторской культурой» (новый слой культуры) и считает её первичной по отношению к художественному результату. Тем самым, в рассмотрение вводится субъект песенной деятельности «исполнитель песни» и его культурно значимая феноменология. Понятие «песня» вводится в цепочку: от «авторской культуры песен» русской культуры до «авторская культура песен народов мира». Материал ориентирован на культурологов и песневедов, аутентичных исполнителей песен «триединой песни». См. об этом в книге "Культурология песни " Кому из нас не пели колыбельные песни? – Многим пели. Песни окружают нас своим мелодически-смысловым уютом. Когда нам хорошо, мы находим, что можно было бы что-то спеть в одиночку или вместе с друзьями. Песня поднимает бойцов в атаку и возносит молитву человека в торжественно высокие сферы мироздания. Она для нас естественна и мы на неё не обращаем серьёзного внимания как, например, на воздух, которым дышим. Не воспринимаем её как фундаментальное явление жизни и культуры человека. Статус «фундаментальное явление» присваивает наука, изучает его и находит ему объяснение и применение. Явление «фундаментально», когда процесс его сущностного понимания уводит исследователя практически в бескрайние глубины Мироздания. Процесс понимания здесь затрагивает целый ряд других явлений, превращая понимание в «волну понимания» огромного океана Знания. Можно предложить несколько признаков[1]«фундаментальности» явления, а именно: · Направленная глубина. Результат должен вносить коренные изменения в уровень познания(научная картина мира). Порождает новое научное направление. · Универсальный размах ожидаемого результата. Изучаемое явление связано с объяснением целого ряда других явлений. Имеет с ними пространственно-временную общность. · Уровень «открытие». Новизна имеет коренной характер, существенно изменяя бытовавшие до этого представления. Интересно и неожиданно то, что, казалось бы, известное понятие «песня» проявляет свою сложную понятийную содержательность, если пытаться дать краткое определение этому понятию. Что есть песня? – Это «человеческая песня»! А вот дальше начинается превращение «простого» в «сложное» и далее – в «фундаментальное».
Кто скажет: «Да бросьте нагнетать туман?». Общеизвестно, что песня не есть самостоятельным явлением художественной культуры. Она есть соединение трех явлений: поэтический текст, музыкальная мелодия, исполнительская подача. Её никто не изучает как целое. Например, современная наука[2]об «авторской песне», изучает песню только по частям, например: как филология, как языкознание, как музы-коведение. Не изучает как целое? – И напрасно. Понятие «песня» именно здесь становиться так называемым «перевертышем» - хорошо знакомое вдруг поражает свои неожиданным преображением в малоизвестное. О чём речь? – Например, о той же самой «авторской песне». По сути, такой объект исследования не есть объектом искусствознания, в сущностном своем выражении. Художественность здесь носит вторичный характер по отношению к первичному понятию «саморазвитие исполнителя песни». Внимание к песне, как целому, обязательно требует «деятельностного подхода», определение понятия «песня» как особенного вида деятельности. А модель «деятельность» предполагает обязательное соединение тела деятельности с её результатом. Включение в рассмотрение субъекта песенной деятельности – исполнителя песни. Вот вам уже и начальная двойственность понятия «песня». Песенная феноменология состоит из феномена «деятельность исполнителя» и феномена «художественный результат». Пойдём далее. Песенный взрыв 60-70 гг. прошлого века – «бардовская песня» показал, что песня как «художественный результат» от самодеятельных(не профессиональных) авторов песен может вполне конкурировать с песнями от профессионального слоя культуры. Что это значит? – А то, что мы имели дело с яркой манифестацией нового слоя культуры «авторская культура». Заметьте, не «авторское искусство», а – «авторская культура». На первом месте не результат, а – культурная деятельность, выводящая к вторичному результату. И далее – в песенной культуре, таким образом не два слоя(профессиональное, фольклорно-народное), а – три(нужно добавить слой «авторская культура песен»). А это ведет еще к большему расширению – поискам такой культуры в культурах различных народов мира. А ведь есть! – Вот тогда мы и приходим к понятию «авторская культура песен народов мира», явление которой мы наблюдали в истории 20 века, не только в странах бывшего СССР, но и в других странах мира. Тем самым произошло двухкратное возвышение(скачок понимающей рефлексии) от «бардовская песня» русской культуры через «авторская культура песен русской культуры» до «авторская культура песен народов мира». Любой методолог науки вам скажет, что так называемая «нормальная наука» работает на уровне «один скачок понимающей рефлексии», а «фундаментальная наука» поднимается выше – два и более таких скачков. Тем самым, рассматривая песню как целое, мы неминуемо попадаем в область фундаментальной науки, причём – новой науки, которой ещё нет. И так, ни искусствознание, ни филология, ни языкознание не могут изучать песню как целое. Это может сделать только культурология, введя понятие нового слоя культуры «авторская культура» и распространив его на понятие «песня», выстраивая далее энциклопедический ряд «авторская культура песен народов мира». Обратим внимание читателя ещё на одну важную особенность темы «песня». Речь идет о раскрытии культурной феноменологии «состояния сознания человека». Дело в том, что любая деятельность сознания человека берёт свое начало в такой феноменологии. Здесь можно выстроить некую универсальную цепочку «состояние-движение-результат». Деятельность как бы «выливается» из начального состояния. Творчество сознания опирается на его состояние. Недаром же великий физик А.Эйнштейн говорил, что чтение книг Ф.М.Достоевского даёт ему порой больше, чем чтение статей в специальных журналах по теоретической физике. Великий физик заботился о состоянии своего сознания, которое было источником его гениальных теоретических моделей физики. Глубокое изучение песен неминуемо выводит на изучение культурной феноменологии состояний сознания выдающихся исполнителей песен. Известнейший бард А.Мирзаян[3]говорил, что во время исполнения своих песен он выходит на такие состояния своего сознания, о которых он раньше и не подозревал. По сути, речь идёт об изучении феноменологии культурно значимых состояний сознания хорошего аутентичного исполнителя «авторской культуры песен». Феноменологии, выводящей на культурное определение и понимание творчества человека вообще! Представляются, для направления «культурология песни», вполне достижимыми[4]и более простые результаты, например такие как: · современная русская «авторская песня» не имеет прямого отношения к той творческой деятельности, которой занимались русские «барды»(Б.Окуджава, М.Анчаров, В.Высоцкий, А.Галич и др.). · ядром «авторской культуры песен» есть «триединая песня», которая была в истории русской культуры 20 века, в период примерно 1950-1978 гг. · представительское множество песен русской «авторской культуры песен» это множество песен, ограниченное сверху числом 18000 от примерно 250 авторов песен. · «авторскую культур песен» в каждой песне может исполнитель не любой исполнитель песен, а только исполнитель, аутентичный такой культуре. Первым объектом рассмотрения «культурологи песни» представляется тема «авторская песня». Песенное ядро здесь – особенная деятельность по художест-венной манифестации «авторской культуры песен».
Последовательно и комплексно идеи автора изложены в книге "Культурология песни"
[1] Использована информация тем: науковедение, методология науки, научное открытие. [2] Уже написано примерно 52 диссертации, 3 из них докторские. [3] Известный бард-песневед. [4] Такую уверенность вселяют уже выполненные нами работы, оформленные в виде книжных рукописей типа: монография, докторская диссертация, четыре первых тома энциклопедии, учебник. В интернет выложена наша работа: Орловский С.П. Культурология песни. Авторская культура песен.2011. | |||
20.12.2011 г. | |||
Наверх |